Анастасия Ерёмина
Проект организации сюжетно-ролевой игры «Первобытные люди» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Ереминой А. Н.,
Образовательные задачи:
- формировать представления о жизни первобытных людей, их внешнем виде, стоянке, занятиях.
Развивающие задачи:
- поддерживать желание узнавать как можно больше о том, во что играют;
- поддерживать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли, обсуждать замысел игры, последовательность игровых ситуаций;
Публикация «Проект организации сюжетно-ролевой игры „Первобытные люди“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- в продуктивной деятельности создавать атрибуты, элементы костюмов и декораций;
- обустраивать игровое пространство;
- поощрять творческое использование готовых и изготовленных детьми элементов костюмов, атрибутов и декораций.
Воспитательные задачи:
- поощрять детей в стремлении к активному поиску новых знаний, решению проблемных ситуаций в игре;
- развивать коммуникативные способности детей;
- учить детей играть самостоятельно, по общему плану; согласовывать действия без конфликтов;
- предупреждать агрессивные действия по отношению к персонажам (людям, животным).
Задачи речевого развития:
- развивать навыки монологической и диалогической речи;
- обогащать и активизировать словарь по теме игры;
Приёмы и методы руководства сюжетно-ролевой игры :
1. Обогащение знаний и представлений детей с целью расширения кругозора.
2. Активное и эмоциональное участие воспитателя в игре с принятием ролей (образец действий, диалогов); управление через роль игровыми микрогруппами; сдерживание или увеличение темпа разворачивание сюжета.
3. Побуждение детей к использованию чередования при распределении главных и второстепенных ролей; регулирование состава играющих с целью сочетания активных и пассивных детей.
4. Проведение бесед до и после игры :
- уточнение правил, способов взаимодействия ролей;
- обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций, (если они возникают);
- анализ и поощрение отдельных детей и игровых микрогрупп, играющих дружно.
5. Коллективная продуктивная деятельность детей и воспитателей по изготовлению декораций, оборудования, костюмов.
6. Совместная работа с педагогами - специалистами по планированию и
проведению образовательной работы с детьми по теме сюжетно-ролевой игры в течение "Недели игры".
7. Привлечение родителей к подбору информационного и иллюстративного материала; помощь в изготовлении атрибутов и костюмов.
Игровое оборудование и атрибуты:
- декоративное панно «Суровый край мамонтов»;
- материал для строительства жилищ (шалашей, пещер);
- костёр, тотемный столб;
- декорации леса (деревья, кустарник, трава, грибы, ягоды, озера (рыба, крокодилы, черепахи);
- костюмы первобытных людей, изготовленные совместно родителями и детьми (юбки и накидки из меха, бусы - амулеты из солёного теста и макарон, вооружение - луки, копья, сети);
- плоскостные изображения древних животных; крупные мягкие игрушки (тигр, лев и др.)
- аудиозаписи: звуки природы (пение птиц, рычание хищников, звуки грозы, танец африканских аборигенов.
Работа с родителями.
Привлечение родителей к активному участию:
- в организации условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (выборе подходящей литературы, телепрограмм для детей, последующее обсуждение содержания прочитанного и увиденного);
изготовлении костюмов первобытных людей;
- в создании видеофильма по игре «Первобытные люди»;
- в проведении экскурсии «Древний мир» в музее краеведения по теме игры (в течение или после игровой недели).
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2008.
3. Д. Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. М. : Детская литература. 1973.
4. Калиниченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2004.
5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/ Д: Феникс, 2007
6. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2009.
7. Нуждина Т. Д. Мир вещей и машин. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. Ярославль: «Академия развития», 1998. (Стр. 150 "Спички")
8. Большая энциклопедия для дошкольников. Олма - пресс, 1999
9. Калаева. Е. «Пещерные люди».
Содержание работы на «Неделе игры»
Понедельник
Первая половина дня
1. Рассказ воспитателя о легендах, объясняющих происхождение человека на Земле и научных предположениях о возникновении первобытных людей.
Воспитатель: - А хотели бы вы жить в лесу, в пещере или в шалаше, охотится, добывать огонь, защищаться от хищников, преодолевать опасности? Давайте, ребята, мы с вами, как будто, перенесёмся в те древние времена и станем первобытными жителями пещеры. Подумайте и скажите, кем бы вы были в игре «Первобытные люди»! Давайте поиграем в такую игру, представим, как жили первобытные люди.
Дети договариваются друг с другом о распределении ролей. Воспитатель привлекает к обсуждению и распределению ролей робких и малоактивных детей.
Воспитатель: - Ребята! Давайте с вами подумаем, а что же нам необходимо приготовить для игры, чтобы она стала интересной, увлекательной?
В игровой комнате дети совместно с воспитателем обсуждают организацию игрового пространства: расположение декораций (лес, озеро, пещеры и др.) атрибутов к игре, крупных игрушек. Воспитатель предлагает продумать и подобрать себе элементы костюмов.
2. Просмотр мультфильма по сказке Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе».
3. Беседа с детьми по содержанию сказки.
Воспитатель: - Ребята, мы посмотрели мультфильм о жизни первобытного человека. Как вы думаете, есть ли сходство между современными людьми и древним человеком? А различия?
- Что умел делать древний человек и чего не умел, о чем не знал?
- А заметили ли вы, как обустроено жилище древнего человека?
- Почему древние люди жили вместе большими группами, семьями, а не по одиночке? Как распределялись обязанности у первобытных людей?
4. Сооружение «пещер» воспитателями группы.
Вторая половина дня
1. Чтение отрывка «Огонь - лучший друг» из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
2. Разучивание стихотворения «Огонь» (Т. Д. Нуждина «Чудо - всюду. Мир вещей и машин», стр. 150)
3. Обыгрывание игрового эпизода «Добывание и хранение огня».
4. Совместная деятельность воспитателя с детьми: изготовление орудий труда и охоты из природного и бросового материала (стрелы, луки, топоры, сети).
Вторник
Первая половина дня
1. Рассказ воспитателя «Древний человек», чтение отрывка «Охотники» из книги Д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
2. Рассматривание макета «Первобытные люди», беседа с детьми.
Воспитатель: - Ребята, как выглядела Земля, когда на ней появились первые люди?
(В тропических жарких лесах лили непрерывные дожди, а суровых северных краях возникали огромные ледники.)
- Какие животные населяли Землю в эти древние времена?
(Бизоны, мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, медведи, волки и рыси и др.)
- Как вы думаете, легко ли жилось первобытным людям? Какие трудности у них возникали? Какие опасности могли их подстерегать?
(Люди долгое время не умели добывать огонь и страдали от холода, им. угрожали свирепые хищники.)
- Как же древние люди приспосабливались к суровым условиям жизни?
(Люди были выносливыми и закалёнными. Они жили большими племенами, селились в пещерах около рек или ручьёв, научились добывать огонь, занимались рыболовством, охотились и так добывали себе еду и шкуры для одежды.)
- Как у людей появился огонь?
- Расскажите, как научились люди говорить.
3. Обыгрывание на макете игрового эпизода «Охота на пещерного льва».
Воспитатель предлагает детям взять фигурки охотников, дать имена своим героям (по произведению Д Эрвилъи «Приключения доисторического мальчика» : Крек, Ожо, Рюг и др.). Воспитатель берёт на себя роль мудрого охотника, который обучает юношей охотничьим хитростям: бесшумно двигаться по лесу, найти следы хищника, тихо подкрасться к его логову, выманить из пещеры приманкой, укрыться в засаде, по команде — набросить на зверя сеть, связать, оказать помощь раненым, вернуться в племя победителями. Малоактивных детей привлекает к участию в игре.
Вторая половина дня
1. Физкультурное занятие:
игры-эстафеты с элементами ползания и лазания;
упражнения, на закрепление навыков метения в цель.
2. Дидактическая игра «Угадай, чей след?»
Ребёнок на ощупь из коробки достаёт, вырезанный из картона след животного, читает про себя (или угадывает) его название и, не называя, описывает внешний вид, повадки, а дети пытаются отгадать этого древнего зверя.
3. Чтение: отрывок из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» «Битва мамонта и носорога».
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми: продолжитьизготовление орудий труда и охоты, обустройство пещер.
Среда
Первая половина дня
1 . Музыкальное занятие:
слушание пения полинезийских аборигенов и звуков игры на барабанах;
разучивание песни «Мамонты» (слова бардовской песни «Мамонты» переработанные И. В. Хороводовой);
разучивание танца первобытных охотников «Удачная охота».
2. Комплексное занятие №1. Изготовление атрибутов дляобыгрывания эпизода рыбной ловли (рыбы, гарпуны, раскрашивание по образцам фигур первобытных людей.
3. Беседа с детьми о жизни женщин и детей в первобытном племени, об отношении племени к старейшим людям.
Воспитатель:- О занятиях мужчин - охотников первобытного племени мы с вами уже беседовали. А вот чем же занимались в племени женщины? Какие занятия были у детей?
Вспомните, в книге о доисторическом мальчике автор рассказывал о том, как вернувшиеся с охоты охотники делили добычу. Кому доставался самый вкусный и лакомый кусок мяса? Как вы думаете, почему?
Как отдыхали и развлекались первобытные люди? Откуда мы с вами знаем о наскальных рисунках древних людей?
4. Чтение: отрывок из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» «Озёрные люди».
Вторая половина дня
1. Сюжетно-ролевая игра «Обед первобытного племени»
Совместная организация игрового пространства: расположение пещер, скалы для рисунков, костра, леса, озера; размещение атрибутов (грибов, ягод, рыб и др.) Примерные игровые действия: Мальчики готовят оружие для охоты, занимаются рыбной ловлей. Девочки занимаются сбором грибов, ягод, готовят обед, обустраивают жилище. Старейшина учит детей стрелять из лука в цель. Затем всё племя собирается вместе на обед, пища делится поровну, Старейшине выделяется лучшая часть. После обеда всё племя исполняет танец вокруг костра, исполняется песня «Мамонты».
2. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка»
Четверг
Первая половина дня
1. Занятие по формированию элементарных математических представлений «Академия первобытных наук»
Комплексное занятие №2. Изготовление амулетов (лепка из солёного теста
с использование макаронных изделий, плетение сети для охоты на
хищников.
2. Чтение: отрывок из книги Д Эрвильи «Нападение рыси».
Вторая половина дня
1. Сюжетно-ролевая игра «Охота на пещерного льва»
Совместная организация игрового пространства: размещение логова хищников, поселения древних людей. Беседа воспитателя с детьми по проблемным ситуациям игрового эпизода «Охота на пещерного льва». Воспитатель:- Ребята, представьте себе, что на охотника напал в лесу хищник. Что будет делать раненный охотник?
(Раненный доберётся до стоянки племени и расскажет всем о страшной угрозе, нависшей над жителями племени).
- Старейшина соберёт всех на совет, обсуждать свои действия. Как бы вы поступили на месте первобытных людей, что стали делать?
(Надо поймать зверя, что бы он больше не нападал на людей. Часть охотников оправится в лес, чтобы по следам отыскать логово хищника, а потом вернуться и рассказать всё остальным охотникам).
- Подумайте, как остальные люди будут готовиться к охоте на страшного зверя?
(Пока следопыты будут разыскивать зверя, юноши будут готовить оружие, упражняться в метании, девочки — собирать лечебные растения, готовить отвары, ухаживать за детьми, шить одежду из шкур).
- А что еще могли бы сделать первобытные люди для удачной охоты?
(Охотники танцуют вокруг огня, надевают сделанные из когтей и зубов защитные амулеты и отправляются в лес, к пещере льва).
- Каким способом, на ваш взгляд, безопаснее всего ловить зверя?
(Выманить его приманкой, набросить сеть на хищника, привязать к длинному шесту, отнести добычу на плечах на стоянку племени).
- Давайте подумаем, как заканчивалась охота?
(Девочки встречали охотников, помогали раненым - обрабатывали раны травами, отварами. Старейшина благодарил их, все ещё раз от радости танцевали танец «Удачной охоты)».
2. Самостоятельная игра детей, распределение ролей, организация игрового пространства, подбор атрибутов.
Пятница
Первая половина дня
1. Составление с детьми примерного плана - сюжета игры «Первобытные люди» из игровых модулей:
- Старейшина объявляет о предстоящей охоте (кончились запасы еды, нападение пещерного льва).
- Выбор Старейшиной следопытов, охотников, хранителя огня. Обустройство жилища.
- Разведка следопытов. Приготовления охотников к охоте. Исполнение танца «Удачная охота».
- Охота на хищника с использованием сети. Встреча охотников. Оказание помощи раненым охотникам. Охотники рассказывают о своих подвигах, рисуют на скале эпизоды из охоты.
- Рыбная ловля. Встреча с людьми из «озёрного племени». Взаимные приветствия, приглашение к огню.
- Большой обед. Танец около костра. Исполнение песни «Мамонты». Обмен подарками.
2. После обсуждения плана игры и игровых действий воспитатель предлагает
детям объединиться в группы по ролям, надеть приготовленные костюмы и начать игру. ;
3. По ходу самостоятельной игры детей воспитатель при необходимости корректирует игровые действия. Игра не регламентируется воспитателем и заканчивается по желанию детей.
Вторая половина дня
Подведение итогов игры.
Детям предлагается рассказать:
- о своих впечатлениях об игре, обсудить проблемы и ситуации;
- о подготовке костюмов, атрибутов;
- о том, какие рассказы, книги, мультфильмы понравились;
- о взаимодействии в племени мальчиков и девочек;
Воспитатель отмечает инициативу детей, творческий подход; спрашивает, что интересного узнали дети о жизни людей в древности; кто хочет стать учёным археологом, в какие археологические экспедиции они хотели бы отправиться.