Екатерина Поздина
Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: «Познавательно речевое».
Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
Участники проекта : дети подготовительной к школе группе, воспитатели, родители.
Возраст дошкольников участников проекта : 6 – 7 лет.
Продолжительность проекта : март – май.
Тип проекта : исследовательско – творческий.
По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По количеству участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Цель: Развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с родителями.
Проектная идея : создать в группе огород на подоконнике.
Задачи: Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях; Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодам; Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; Развивать познавательные и творческие способности детей; Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам; Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей; Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка). Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Работа с родителями.
1. Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
3. Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, бесед.
План реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный.
Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними. В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
• Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
• Приобретение посадочного материала: лук, томаты, кабачки, укроп
• Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал, земли.
• Изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огороде.
• Составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей применение зеленого лука в пищу.
2 ЭТАП – исследовательский (5 недель).
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины.
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», полезная пища».
Проведение дидактических игр: «Где растет в саду или огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по форме, цвету, размеру, вкусу).
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.
Беседа о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице.
Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «кабачок», театрализованная сказка «Репка».
3 ЭТАП – заключительный.
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Лучок мы добавляли к себе в меню. Дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.
Экспериментальная деятельность:
Земля. «Узнаем, какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
План работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Огород на подоконнике».
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. воспитатель
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе. воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. воспитатель, музыкальный руководитель
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. воспитатель
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. родители
9. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи».
Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». воспитатель
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. воспитатель
11. Фотоотчёт для родителей.
Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. воспитатель
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. воспитатель
13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. воспитатель
14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. воспитатель
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. воспитатель
16. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». Подвести итог проделанной работы. воспитатель
Итог проекта :
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
Приложение.
Опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Огород на окне»
Цель: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в ящичках.
Задачи:
- Закреплять знания о том, что растения выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;
- Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян;
- Закрепить знания об условиях роста растений;
- Закрепить навыки последовательности посева растений, используя схему;
-Прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
-Воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.
Программное содержание:
Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья.
Совершенствовать знания об особенностях внешнего строения огородных культур, об основных условиях, которые необходимы для их роста.
Учить правильно, сажать лук, томат, горох, укроп, (сделать лунку, положить семечко, присыпать землёй, полить).
Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста огородных культур.
Воспитывать интерес к труду.
Предварительная работа:
Чтение х/л об овощах.
Беседы о пользе овощей.
Подготовка оборудования и посадочного материала.
Материал:
контейнеры с землей;
деревянные палочки;
лейки;
овощи: томат, лук, редис. ;
салфетки мокрые;
подносы;
тетрадь наблюдения.
Ход занятия:
В: Возьмемся за руки друзья!
Друг другу улыбнемся
Мы желаем всем добра
И скажем здравствуй солнце!
В: Ребята я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее угодать:
Сошли снега,
Шумит вода.
Все оживает,
Когда это бывает!
Д: Ответы детей
В: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: Весна
В: Кто, может назвать весенние месяцы?
Д: март, апрель, май
В: В мае у людей много забот на цветнике, огороде, что это за заботы, вы знаете? У вас у всех есть бабушки, и мы сейчас с вами поможем им посадить рассаду в будущий огород.
Д: Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, подрезать веточки, посадить огород.
В: Правильно, ребята. Очень много работы весной у людей.
В. : Чтобы семена нам получить, надо загадочки раскрыть, а отгадки в мешочке!
Ребята, отгадайте загадку:
Говорят, я без застёжек,
На мне множество одёжек,
Сняли первую одёжку –
И заплакали немножко,
Оголили все бока –
Потекла из глаз река.
(Лук)
Д. : ответы детей.
В. : Правильно, ребята, это лук. (Воспитатель показывает луковицу.)
В. : Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?
Д. : ответы детей.
В. : Да, ребята, вы правы: из этих овощей можно приготовить много вкусных и полезных блюд. В овощах, особенно сырых, не вареных, много витаминов и микроэлементов, которые приносят пользу нашему организму. Зимой нам витамины особенно необходимы! Можете мне сказать почему!
Чтобы еще семена добыть надо о здоровье поговорить! (Расказ по схеме, приготовление овощного салата)
В. : Отгадайте еще одну загадку:
Мы в теплицу посадили.
Поливали и рыхлили.
На кустах плоды висят.
Красненьким бочком горят.
Осенью плодов тех сбор.
Это овощ.
(Томат, помидор)
В. : Молодцы, ребята! Вот он - помидор (томат).
Воспитатель показывает детям красный помидор.
Физ минутка: Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)
В:Это сочный корнеплод,
В огороде он растет.
Чаще красным он бывает,
К нам в салаты попадает,
На тарелку, в плошку, в миску.
Это – вкусная… (Редиска)
В. : Ребят, это именно те овощи, которые мы с вами можем вырастить на подоконнике а потом пересадить к бабушке в огород. А вы хотели бы посадить семена овощей, а осенью собрать урожай?
Д. : ответы детей.
В. : Давайте сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают помидор: Землю перед посевом слегка увлажняем, семена помидорчиков располагаем в небольших углублениях на расстоянии около 2 см между каждым семечком. Размещаем на глубине в 1-1,5 см. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место.
Теперь высаживаем лук. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем луковицу донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.
(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)
В. : Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук, редис и помидор.
(Последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет; затем дети приступают к посадке. Все контейнеры после посадки размещают в ящичек.)
В. : Ну а теперь, надо подождать некоторое время, пока помидорчик и лучок прорастут. А для этого за посадками нужно ухаживать. А скажите пожалуйста, как нужно ухаживать?
Д. : ответы детей.
В. : Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук и помидор. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.