Юлия Вихрова
Проект «Огород на подоконнике» в старшей логопедической группе
Проект «Огород на подоконнике» (старшая логопедическая группа)
Подготовила проект: Вихрова Юлия Сергеевна, воспитатель
Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.
Продолжительность проекта: С 10 апреля по 27 мая.
Участники проекта:
• Воспитанники старшей логопедической группы № 6 «Пчелки», родители детей,
• Воспитатель.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Возраст детей: 5-7 лет.
Описание проекта
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Дети дошкольного возраста недостаточно представления о том, откуда берутся растения, где они растут, об условиях, которые необходимы для их роста; так же часто у детей недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Ограниченные речевые возможности.
Низкий уровень заинтересованности в учебно-воспитательном процессе ДОУ со стороны родителей.
Цель: Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитать у детей любовь к природе, создание в группе огорода на подоконнике с последующим пересаживанием растений на огород группы.
Задачи:
• Расширить знания детей о культурных растениях.
• Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, лук, помидор, редис, морковь, свекла и т. д.);
• Обобщать представление детей об условиях, которые способствуют росту культурных растений (необходимость света, тепла, влаги, почвы и т. д.)
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
• Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
• Развивать чувство ответственности за состояние растений (полив, взрыхление земли, прополка сорняков и т. д.)
• Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения растений со временем нахождения в грунте, связывать изменения с условиями, в которых они растут.
• Воспитывать уважение и бережное отношение к труду, способствующему росту растений.
Задачи создания развивающей речевой среды:
• Обогащать словарный запас детей с помощью новых понятий, введения новых слов из категории атрибутов и орудий труда.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести диалог с другими детьми из группы и воспитателем.
• Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
• Развивать: память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
• Закрепить знания об овощах, орудиях труда, о пользе растений.
Ожидаемые результаты:
• Дети научатся ухаживать за культурными растениями и познакомятся с условиями их содержания и выращивания.
• У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, в саду, на огороде.
• Дети познакомятся с культурными растениями.
• С помощью исследовательской работы дети получат необходимые условия для взращивания растений в комнатных условиях, в саду, на огороде.
• С помощью исследовательской работы дети также должны выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
• У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
• Формирование у детей уважительного отношения к труду.
• Создание в группе огорода на подоконнике.
• Участие родителей в реализации проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
• определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта):
• проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный:
• подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”
Беседы
• “Огород на окне”.
• “Что я знаю о здоровом питании?”.
• “Откуда берутся овощи?”.
• “Труд сельских жителей на приусадебных участках”.
• “Орудия труда. Безопасная работа в огороде”.
• “Как нужно ухаживать за овощными культурами”.
Итоговая беседа
• “Огород на подоконнике переносится на участок детского сада”.
Цикл наблюдений
• Наблюдение за ростом лука, редиса, картофеля.
• Рассматривание цветочных семян через лупу.
• “Растут ли наши растения?”.
• Наблюдение за всходом и ростом растений.
• Наблюдение за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу.
• Наблюдение за появлением плодов.
• Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
• Наблюдение за созреванием плодов.
• Наблюдение за изменением состояния растений.
Конструирование
• “Забор для нашего огорода”.
Формирование целостной картины мира (ФКЦМ)
• “Что растёт в огороде”.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Разновидность семян.
• Посадка семян на рассаду.
• Опыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
• Строение растений.
• Рост рассады в тени и на солнце.
• Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
• Созревание редиса на “грядке” в помещении.
• Взвешивание плодов. Дегустация овощных блюд.
Коммуникация Развивающие игры на развитие речи
• “Один - много”.
• “Скажи ласково”.
• “Узнай по описанию”.
• “Измени словечко”.
• “Скажи наоборот”.
• “Объясни словечко”.
• “Подскажи словечко”.
• “Чудесный мешочек”.
Игры
• “Культурные и дикорастущие”
• “Во саду ли, в огороде”
• “Найди отличия”
Составление
• рассказа – описания по плану.
Чтение художественной литературы Рассматривание
• Книг, иллюстраций о растениях.
Чтение детям:
• Д. Родари “Чипполино”,
• Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”,
• Потешки об овощах,
• Е. Благинина “Приходите в огород”,
• В. Волина “Наша грядка”,
• Е. Надёжкина “Огуречное семечко”,
• Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
• Сказки “Репка”, “Пых”
• Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”.
Русские народные сказки
• “Вершки и корешки”.
Стихотворение-игра-считалка
• Г. Сапгир “Садовник”.
Отгадывание загадоК
• Об овощах.
Художественное творчество Лепка
• “Наши овощи созрели. Редис”.
Рисование
• “Что растёт в огороде?”.
• “Зарисовка этапов роста растений”.
Аппликация
• “Плоды нашего труда”.
Сюжетно-ролевые игры• “Цветочный магазин”.
Дидактические игры
• “Что за овощ?”,
• “Узнай по запаху”,
• “Что лишнее?”, “Лото”, “Шнуровка”,
• “Большой-маленький”,
• “Разрезные картинки”.
Труд
• Посадка и уход за растениями.
• Подготовка клумб к высадке рассады цветов.
• Формирование интереса к результату своего труда.
• Полив всходов.
• Прополка сорняка.
• Сбор урожая.
• Уборка сухих растений.
Музыка
• Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”.
Игра-хоровод
• “Урожай”.
Музыкально-динамическая пауза
• “Репка”.
Подвижные игры• “Урожай”,
• “Картошка”.
Результативность
Дети познакомились с культурными растениями.
Познакомили детей с этапами выращивания культурных растений.
Сформировали интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Обобщили представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для взращивания растений.
Обогатили и расширили словарный запас детей.
Оформили выставки по продуктивной деятельности.
Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
Обогатили эмоции воспитанников.
Создали условия для развития поисковой и исследовательской деятельности детей.
В результате практической деятельности дети получили необходимые условия для выращивания растений.
Дети узнали о многообразии посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру, появилось чувство ответственности за благополучное состояние растений.
В группе был создан огород на подоконнике.
Дети стали уважительно относиться к труду.
Реализовали проект: «Огород на подоконнике».