Надежда Иванова
Проект «Наш маленький — большой мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наш маленький – большой мир»
Автор проекта : воспитатель группы раннего возраста
Иванова Надежда Алексеевна
Участники проекта : дети, родители, воспитатели,
музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре
Тип проекта : исследовательский
По количеству участников: дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Постановка проблемы:
Публикация «Проект „Наш маленький — большой мир“» размещена в разделах
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Актуальность темы:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно — научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель проекта :
Совместно с родителями знакомить детей со свойствами воды и песка, способствовать формированию умений экспериментирования с предметами, способствование развитию мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.
Задачи проекта :
• Способствовать укреплению физического и психического здоровья малышей;
• Обеспечивать эмоциональное благополучие;
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
• Способствовать развитию чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
• развивать психические процессы детей, познавательные способности;
• Способствовать развитию мелкой моторики;
• Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
Задача педагога:
Сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Работа с родителями - сбор информации (фото, художественная литература)
2. Создание альбома для фиксирования игр – экспериментов дома совместно родителей с детьми «Наш маленький, большой мир»
3. Составление перспективного плана по реализации проекта.
Мотивация:
Зайка принёс картину «Дети играют в песочнице». Он не знает во что дети играют. А, давайте расскажем зайке что такое песок и научим его играть с ним?
2 этап - практический
№ Мероприятие Ответственный Сроки
1 Беседа с детьми на тему «Где мы встречали песок» Воспитатели 13 марта (1 пол. дня)
2 Совместная продуктивная деятельность с детьми (рисование на песке) – «Следы» Воспитатели 14 марта (2 пол. дня)
3 Домашнее экспериментирование с песком Родители, дети В течение всего проекта
4 Дидактические игры «Найди шарик», «Железная дорога», «Маленький художник», «Игрушка - потеряшка», «Башня высокая - низкая» Воспитатели, дети В течение всего проекта
5 Самостоятельная деятельность детей – рассматривание иллюстраций Воспитатели В течение всего проекта
6 Совместная деятельность с детьми «Печем печенье» Воспитатели, дети, родители 15 марта
7 Эксперимент – «Куличики из сухого и мокрого песка» Воспитатели, дети 16 марта
8 Подвижная игра «Найди предмет в песке» Инструктор по физической культуре, дети 17 марта (2пол. дня)
9 Пальчиковая игра «Песок» Воспитатели, дети, родители В течение всего проекта
10 Сказка на песке «Солнышко» Воспитатели, родители В течение проекта
3 этап - итоговый
1 Создание детско – взрослого альбома экспериментов «Наш маленький – большой мир» Воспитатели, родители, дети В течение всего проекта
2 Создание галереи детских работ «Рисуем песком» Воспитатели, дети В течение всего проекта
3 Волшебные вазы с цветным песком «Весёлые вазы» Воспитатели, дети В течение всего проекта
4 Презентация совместной деятельности с детьми и родителями «Волшебные свойства песка» Воспитатели, родители, дети, 17 марта