Оксана Калаберда
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию «Наш маленький мир» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи проекта :Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. Проект направлен на создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру через активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка.
Публикация «Проект по нравственно — патриотическому воспитанию „Наш маленький мир“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Участники проекта :дети младшей группы «Непоседа» МДОУ детский сад № 4 «Колокольчик», родители воспитанников, воспитатели МДОУ.
Тип проекта :информационно-познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь 2015 г.
План мероприятий нравственно – патриотическогопроекта :
С 01 ПО 15 ОКТЯБРЯ
I. Подготовительный этап
№ Дети Педагоги Родители
1. Беседа «Дружные малыши нашей группы».
Анкетирование.
Анкетирование для родителей:
2. Рассказ – беседа «Вот эта улица, вот этот дом». Определение цели, задачи проекта. Памятка «Как воспитать маленького патриота?»
3. Беседа «Я и мой дом».
«Журнальный столик» выставка методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию. Консультация «Приобщение детей к традициям семьи».
4.
Чтение стихотворения «В детский сад пришел я с мамой» И. Демьянов «Новенькая в детском саду» Л. Фадеева Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников». Рекомендации: «Роль отца в семейном воспитании».
С 16 ОКТЯБРЯ ПО 10 НОЯБРЯ
II Основной этап
№ Дети Педагоги Родители
1. Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие). Консультация: «Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Консультация:
«Роль семьи в воспитании у детей любви к родине»
2. Чтение произведений художественной литературы: Г. Ладонщиков «Его семья», «В семейном кругу»; рассказ Л. Квитко "Бабушкины руки"»; сказка «Гуси – лебеди» сказка «Красная шапочка», сказка «Репка».
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Семья», «Мама варит обед»; «Помощники»; «Как я помогаю дома»,
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
Пальчиковая игра «Моя семья»; «Ладушки»; «Помощники»; «За работу»; «Мальчик-пальчик». Консультации: «Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию».
Трудовой десант - день добрых дел (совместному труду; сплочение в общем деле, к озеленению территории ДОУ).
4. НОД «Хорошо у нас в детском саду» (труд взрослых). Памятка: «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»
5. НОД «Моя дружная семья». Консультация: «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе».
“Памятка по составлению родословной”
С 11 ПО 30НОЯБРЯ
III Контрольный этап
№ Дети Педагоги Родители
1. Мероприятие: «Осенний бал».
2. Создание альбома «Наш маленький мир».
Генеалогическое древо.
3. Консультация «Воспитание маленького гражданина».
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / под ред. Т. И. Оверчук. – М., 2004.
3. Виноградова Н. А «Формирование гендерной идентичности» ООО ТЦ Сфера,2012
4. Доронова Т. «Девочки и мальчики 3-4лет в семье и детском саду» «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.
5. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Москва, 2003г.
6. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Москва, 2005г.
7. Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.
8. Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников/Дошкольная педагогика, 2009
9. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» :-М. Т. У. Сфера 2004.
10. Л. Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника» — М. Владос,2005г.
11. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть
его нравственное воспитание, тем больше должно его не
учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и
манерам, основывая все преимущественно на привычке.
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Семья и дошкольное учреждение- два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью безболезненной адаптации малыша, только что вышедшего из лона семьи, его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что им неизвестно, т. е. ко всему. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному селу, городу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным селом и городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Большая роль в этой работе принадлежит родителям. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности; помощь каждому ребёнку в благотворительном вхождении в современный мир. Воспитывать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.
Задачи проекта :
углубить знания детей о роли семьи в их жизни;
закреплять знание детьми имён членов семьи и работников детского сада;
создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ;
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за членов своей семьи;
развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
воспитывать любовь и уважение, доброе, заботливое отношение к членам семьи;
воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь;
выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Гипотеза реализации проекта : Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и углубленного его погружения в пространство как отчей семьи, так и ближайшего социального окружения, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Создание альбома «Наш маленький мир».
Генеалогическое древо.
Принципы реализации проекта :
• последовательность;
• доступность материалов и заданий;
• увлекательность;
• право на самостоятельную деятельность ребенка в процессе реализации проекта;
• право возможности выбора ребенком участия в проекте;
• творческое самовыражение (речевое, прикладное, эмоциональное);
• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
• тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Основные направления в работе:
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с сотрудниками;
• работа по усовершенствованию предметно–развивающей среды;
Вид проекта :
• детско-родительский.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:введение детей в тему проекта,создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта; выявление уровня педагогической и родительской компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию.
Формы работы:
Анкетирование
Совместная деятельность педагогов и детей :
- Беседы;
- Чтение стихотворений;
- Дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые игры.
Родительские консультации.
II. Основной этап:осуществление поставленных задач, наработка методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, родителями, педагогами МДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи;
2. формировать у детей сознательное отношение к семье, как основе гражданского общества;
3. воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, через уважительные взаимоотношения в семье;
4. воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
5. вызвать у детей радость от созданного ими изображения;
6. активизировать словарь ребенка.
III. Контрольный:анализ проделанной работы;защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе; создание, совместно с родителями, фотоальбома «Наш маленький мир»; желание сотрудничать с педагогами МДОУ.
Результаты проекта :
У детей
• дети владеют информацией о своей семье;
• умеют называть членов семьи и ближайших родственников;
• имеют представление о труде взрослых;
• понимают значимость семьи в жизни каждого человека;
• проявляют заботу и уважение ко всем членам семьи и работников дошкольного учреждения.
• безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия к окружающему миру;
У родителей
• возрождение и сохранение семейных традиций;
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
• содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
• разработка комплекса совместных мероприятий с родителями;
• разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.
Формы работы сдетьми по теме «НАШ МАЛЕНЬКИЙ МИР» :
Формы работы с родителями:
Формы работы с педагогами ДОУ:
Заключение:
Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья, дружба, детский сад.
В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои друзья” и др.
Дети проявляют уважение ко всем членам семьи и работников дошкольного учреждения.
В процессе работы над проектом, педагоги, более подробно изучили семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
Повысилась педагогическая компетентность у педагогов по организации работы с родителями по патриотическому воспитанию.
Вывод:
Данный проект развил познавательно-речевую сферу детей младшего дошкольного возраста. Расширил кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создал условия для развития самостоятельной познавательной активности.
За время реализации проекта у детей отмечено значительное развитие интереса и доброжелательного отношения к сверстникам и их семьям, что нашло свое отражение в процессе участия в продуктивной видах деятельности и игре.
Разучивание стихов, потешек, загадок, дидактические и развивающие игры, проведение гимнастики для рук и языка сыграли немаловажную роль в коррекции эмоционально-личностного развития детей, речевой памяти, внимания.
Проделанная работа показала эффективный результат. Я вижу целесообразным продолжать работу в этом направлении, намерена и дальше осваивать авторские разработки по технологии проектирован