Юлия Ширяева
Проект «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
По экологическому воспитанию
«Путешествие в мир насекомых»
1. ПРОЕКТ "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»
1.1 Тип проекта : познавательно-исследовательский.
1.2 Срок проекта : краткосрочный (29.06. 15 по 10.07.15)
1.3 Участники проекта : воспитатель, воспитанники 2 младшей группы, их родители.
Публикация «Проект „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
1.4 Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в мир насекомых».
1.5 Актуальность проекта
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
1.6 Задачи
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
Воспитывать бережное отношение к живому;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
1.7 Механизм реализации проекта
1.7.1 Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
Разработка проекта;
Подбор литературных произведений о насекомых;
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»;
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме;
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности;
Подбор музыкальных произведений по теме;
Составление плана основного этапа;
Определение целей и задач проектной деятельности.
2. Основной этап
Работа с детьми;
Работа с родителями.
3. Заключительный
Оформление выставки детских работ;
Презентация проекта;
Оформление выставки совместных работ детей и родителей «Насекомые».
1. 8 Прогнозируемый результат:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым;
Умение различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям;
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым;
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
2. ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
2.1. 1 Социально-коммуникативное развитие:
Беседы: «Насекомые», «Какую пользу приносят насекомые», «Признаки насекомых»;
Проблемная ситуация "Если насекомые исчезнут, что будет?";
С\р «В гости к бабочке пришли»;
Уборка территории;
Посадка цветов в клумбы;
Полив цветов на клумбе.
2.1. 2 Познавательное развитие:
Вкладыши «Насекомые», выкладывание из счетных палочек «Бабочка», блоки Дьенеша «Бабочки на полянке»;
Рассмотрение иллюстраций «Насекомых», энциклопедии «Насекомые»;
Исследовательская деятельность: наблюдение на прогулке за насекомыми, рассматривание частей тела насекомых в лупу;
Д/и «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?».
2.1. 3 Речевое развитие:
Ситуативная беседа «Бабочка крылышки намочила»;
Просмотр презентации «Насекомые», «Жизнь муравья», «Божья коровка»;
Д/и "Четвертый лишний", «Спрячь насекомое», «Кого не стало»;
Лото «Насекомые»;
Пальчиковые игры «Божья коровка», «На полянке»;
Дыхательные упражнения «Маятник», «Кто дальше улетит?»
2.1.4 Художественно – эстетическое развитие:
Разучивание потешек: «Божья коровка», «Пчелка»;
Разучивание стихотворения: «Сверчок».
Отгадывание загадок про насекомых;
Чтение худ. Лит. : «Под грибом», «Муха - цокотуха»;
Раскрашивание раскрасок на тему: «Насекомые»;
Лепка: «Божьи коровки на лугу»;
Пластиллинография «Насекомые»;
Аппликация: «На полянке»;
Нетрадиционное рисование «Бабочка».
2.1. 5 Физическое развитие:
П/ и: "Поймай комара", "Бабочка и ласточка", "Найди где спрятано";
Физкультминутки: "Видишь, бабочка летает", "Во дворе растет подсолнух";
Гимнастика для глаз: «Стрекоза».
3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
I неделя 29.06.15 - 3.07.15
тема недели: «НАСЕКОМЫЕ»
Понедельник
1. Прослушивание аудиозаписи
М. Римского-Корсакова «Полет шмеля»;
2. Познавательная беседа по теме: «насекомые» с использованием презентации;
Вторник
1. Д/и «Четвертый лишний»;
2. П/и «Бабочка и ласточка»;
Среда 1. Чтение художественной литературы
«Муха-цокотуха»;
2. Прослушивание аудиозаписи
П. Чайковского «Вальс цветов»;
Четверг 1. Творческая поляна «Божья коровка на лугу»;
2. П/и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»;
Пятница 1. Творческая поляна: аппликация «На полянке»;
2. Просмотр м/ф «Лунтик»
Игротека: Салочки - догонялочки
II неделя 6.06.15 - 10.07.15
тема недели: «НАСЕКОМЫЕ»
Понедельник
1. Прослушивание аудиозаписи
Мойкапар «Божья коровка»;
2. Конструирование из салфеток «Божья коровка»;
Вторник
1. Отгадывание загадок на тему: «»Насекомые;
2. Физкультурное развлечение «На полянке»;
Среда 1. Чтение художественной литературы
В. Сутеев «Под грибом»;
2. Прослушивание аудиозаписи
Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»;
Четверг 1. Пластилиннография «Насекомые»;
2. П/и «Поймай жука»;
Пятница 1. Нетрадиционное рисование: «Бабочка»;
2. Просмотр м/ф «Под грибом»
Игротека: Салочки - догонялочки
4. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ РАБОТЫ
Музыка
Задачи: Воспитывать музыкальный вкус, интерес к музыки; формировать у детей умение слушать.
Дидактическая игра
Задачи: Развивать мышление, логику, активный словарь.
Социально-личностное развитие
Задачи: Поощрять роли, ролевое поведение и словесное обозначение своей роли в общении с партнером, называние словом игровых действий связанных с ролью.
Познавательно-исследовательская деятельность
Задачи: Учить распознавать насекомых, их отличительные особенности, развивать наблюдательность.
Мир-кругозор
Задачи: Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые. Знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.
Конструирование
Задачи: Закреплять представления детей об особенностях строения божьи коровки. Учить видеть части тела божьи коровки бумажных комочках.
Лепка
Задачи: Учить детей лепить божью коровку, используя известные способы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание). Развивать чувство формы и цвета.
В пластиллинографии учить размазывать кусочек пластилина по контуру, создавая нужное изображение насекомого.
Рисование
Задачи: Вызвать у детей положительные эмоции от рисования ладошками, развивать чувство формы и цвета.
Аппликация
Задачи: Учить детей составлять аппликативное изображение бабочки на цветочке из готовых форм. Показать приемы украшения бабочки цветными карандашами. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
5. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
Выставка детских работ;
Презентация проекта;
Выставка «Насекомые» - совместная работа детей и родителей;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Вторая младшая группа. Учебно-методическое
пособие. -М. : Центр педагогического образования, 2012.-352с.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез,
2005.-96с.
Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. Дидактическая игра –средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера,
2013.-176 с.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада; Под ред Л. А. Венгера. -М. : Просвещение, 1988.-144с. :ил.
https://www.youtube.com/watch?v=kdw-souKzsI;
https://www.youtube.com/watch?v=NCruhxOWxrE;
https://natalytkachenko.ru/palchikovye-igry-pro-nasekomyx/;
https://detsad-kitty.ru/games/rgame/16181-parochki-nasekomye-razvivayushhaya-igra-loto.html;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/03/31/podvizhnye-igry-v-detskom-sadu.