Эвелина Рогалева
Проект «Удивительные насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные насекомые»
воспитатель Рогалева Эвелина Николаевна
Пояснительная записка
Экологическому воспитанию в дошкольном образовании уделяется сейчас большое внимание. Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников, это формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Публикация «Проект „Удивительные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Но в жизни все, ни так, можно часто увидеть, как ребенок пытается растоптать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, стоит перед взрослыми задача – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
В соответствии с новыми ФГОС, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них, это игра.
Проблема проекта :
Вопрос: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, подводим детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых, живущих на лугу.
Актуальность:
На экскурсии в парке, детьми был замечен муравейник. Часть детей заинтересовала постройка из иголок, веточек, перьев и мелкой пожухлой листвы, однако другие остались равнодушны. Во время беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?», «Как они живут?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Вид проекта : познавательный
Идея проекта : формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Длительность проекта : 3 месяца 2013г.
Условия реализации проекта : заинтересовать детей и родителей, системность работы.
Предполагаемый результат:
Находить и называть насекомого;
Знать простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
находить сходства и различия.
владеть обобщающим понятием «насекомые».
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала по теме «Удивительный мир насекомых»»;
Знакомство с литературными А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился» К. Ушинский «Капустная белянка», С. Михалков «Академия наук», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
разучивание стихов о насекомых Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука», Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик», загадывание загадок;
прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом», произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
Сотрудничество с семьё й:
1. Консультации «Как опасно весной на природе!», «Первая помощь при укусах насекомых», «Как привить детям любовь к окружающему миру».
Буклет:
«Братья наши меньшие»
2. Родители с детьми составляют и записывают рассказ о насекомых,
- помогают оформить выставку с рисунками, фотографиями,
-альбом «Насекомые»,
-коллаж: «Насекомые»,
- макет: «Веселая полянка», «Муравейник».
3. Продуктивная деятельность:
-рисунки «Удивительные насекомые»,
-лепка из теста картин: «Насекомые»,
-поделки: «Удивительные насекомые».
4. Создание мультимедийного пособия «Удивительный мир насекомых»
5. Рассказ о каком-либо насекомом по схеме, история записанная родителями с детскими иллюстрациями, фотографиями, дидактические игры,
Центры развития:
1. Центр двигательной деятельности: (П/и «Пчелки и дождик», «Птицы и насекомые»);
2. Центр сюжетно-ролевой игры: «Музей Насекомых», «Книжный магазин»);
3. Центр развивающих игр: («Назови насекомое», «Кто, чем питается», «Где прячутся насекомые» и др.);
4. Центр познавательно-исследовательской деятельности, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами: («Кто прилетит на мед» и др);
5. Книжный уголок, игры и оборудование для развития речи;
6. Центр музыкально-театрального творчества: (Маски насекомых и костюмы насекомых»);
7. Центр художественного творчества, с материалом по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Этапы проекта
- Накопление педагогом информации по теме проекта : проведение консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта, мультимедийного пособия и т. п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, альбома по теме проекта; материалы для изготовления, костюмов, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т. п.
План работы.
Деятельность
Работа с родителями:
1. Консультации:
«Как опасно весной на природе».
«Первая помощь при укусах насекомых»
«Как привить детям любовь к окружающему миру»
2. Совместное изготовление костюмов и масок к драматизации и с/р играм
3. Буклет:
«Братья наши меньшие»
Работа с детьми
1. Беседа:
«Кто такие насекомые?»,
«Где дом у насекомых?»,
«Кто, как, где спит?»,
«Кто живёт в подземном царстве?»,
«Бывают ли насекомые детёнышами?»,
«Насекомые в природе нашего края" и др.
«Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»,
«Как они живут?».
2. Рассматривание:
-альбома «Насекомые»,
-иллюстраций к произведениям,
-энциклопедий,
-книг о насекомых, и др.
4. Рассматривание схемы:
«Тело жука»,
«Тело бабочки»,
«Тело стрекозы» и др.
5. Экспериментирование:
«Кто прилетит на мед»
6. Деятельность:
«Польза насекомых в природе»
Акция:
«Берегите насекомых!»
7. Рассказы по книгам:
«Кто живёт в воде» Г. Б. Степанова.
Г. М. Науменко, «Солнышко
покажись»! (поговорки, считалки, пословицы о воде).
А. А. Плешаков «Мир вокруг».
А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», «Муравейник зашевелился».
К. Ушинский «Капустная белянка».
С. Михалков «Академия наук».
В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
разучивание стихов о насекомых.
Ф. Грубин «Божья коровка».
М. Моравская «Два жука.
Т. Собакакин «Дом для муравьёв».
А. Барто «Комары».
Б. Заходер «Муха-чистюха».
И. Мордовина «Кузнечик», загадывание загадок.
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
Просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик» «Пчёлка Майя», «Под грибом».
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
8. Развивающие игра:
-«Правила»,
-«Назови насекомое»
-Кто, чем питается»
-Где прячутся насекомые»
9. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
«Удивительный мир насекомых»
9. Деятельность:
«Жизнь стрекоз и бабочек»
Выставка поделок:
«Удивительные насекомые»
10. Деятельность:
«Вредные насекомые садов и огородов»
Выпуск листовки:
«Братья наши меньшие»
11. Макеты:
-«Муравейник»
-«Насекомые»
-«Веселая лужайка»
12. Выставка рисунков:
«Удивительные насекомые»
13. Выставка картин из теста:
«Насекомые
14. Коллаж:
«Насекомые».
15. Просмотр видео:
«Насекомые луга», «Строение насекомого»
16. Экскурсия на луг.
Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых.
17. Д/ и:
- «Собери насекомое» из многоугольников;
- «Четвёртый лишний»
18. Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
19. Составление рассказов о насекомых
20. Составление описательных загадок про насекомых.
21. Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»
22. Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
23. - Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т. д.
24. КВН «Что мы знаем о насекомых?»
25. Пазлы:
«Собери насекомое»
26. Проект «Удивительный мир насекомых» с презентацией
Срок выполнения:
Апрель
Май
Июнь
Участники
Родители, педагог
дети
Цель
Привлечение внимания родителей к проблеме, «Какие они насекомые».
Заинтересованность родителей, к проблеме незнания о пользе и вреде насекомых у дошкольников.
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Ожидаемый результат:
1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4. Развитие речи у детей, активного словаря.
5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Вывод:
Реализация и результаты данного проекта с формировала у дошкольников умения: сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.