Марина Дригунова
Проект «Волшебница соль!» для подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная кара проекта
Название проекта «Волшебница соль»
Автор Дригунова Марина Михайловна
Вид проекта • Исследовательский
• Творческий
• Познавательный
• Информационный
• Групповой
Цель проекта • Что такое соль?
• Какие виды соли бывают?
• Свойства соли?
Задачи проекта • Выяснить, откуда берётся соль?
• Можно ли обойтись без нее? Для чего она нужна?
• Исследовать свойства соли опытным путём;
• Провести опыты по выращиванию кристаллов соли;
Публикация «Проект „Волшебница соль!“ для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Материально – техническое обеспечение • Мини- лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед)
• Яйца
• Набор разной соли
• Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Добыча соли», «Заготовки на зиму», «Лаборатория»
• Ёмкости для проведения опытов (пол-литровые банки, стаканы)
• Вода, чайные ложки
• Подбор литературы с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)
• Набор открыток, иллюстраций, фотографий.
Место проведения Группа
Сроки проведения Октябрь 2014
Количество участников 23 ребенка, воспитатели, родители.
Возраст детей 6 - 7 лет
Форма проведения НОД, самостоятельная деятельность, совместно - исследовательская деятельность.
Ожидаемый результат • Появление интереса к исследованию природы
• Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала
• Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
В дошкольном учреждении, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к естественнонаучным наблюдениям в нужное русло. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников я считаю, что материал который предлагается детям необходимо давать с помощью наглядных и практических методов обучения, для чего использую обследование, самообследование, эксперимент и собственно продуктивная деятельность детей. Таким образом, я даю большой простор для детского творчества, поощряю любознательность, стимулирую к самостоятельной поисковой деятельности.
Знания детям даются малыми дозами. Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Тема исследовательской деятельности возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная : крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цели, задачи для экспериментирования, мы подобрали познавательную, научную литературу. Работая на выставке, ребята с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.
Интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. С чего начались наши исследования?
Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая. Также узнали, что соль имеет свойство растворять. (опыт со льдом); что соль не дает утонуть (опыт с яйцом)
Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «выращивание кристалла».
Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Следующим нашим шагом была экскурсия в библиотеку. Дети познакомились с самыми разными энциклопедиями. Посетили читальный зал, где работники библиотеки организовали выставку литературы «Волшебница соль»! Дети наглядно увидели, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе.
Гипотеза исследования:
Содействие развитию познавательных потребностей личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли, значение для человека.
Обзор литературы по теме исследования
№ п. п. Название Место издания, издательства Год издания
1. Ознакомление с окружающим через познавательно – практическую деятельность в группе «Фантазёры» Мозырь ООО ИД «Белый Ветер»
И. С. Воробей
2004
2. Экспериментальная работа в детском саду Мозырь «Содействие»
Л. С. Пономарёва 2008
3. Умей объяснить и доказать Минск «Беларусь» Д. Н. Дубинина 2002
4. Весь мир в игре
1 часть Минуты познания
2 часть Исследователи вселенной
3 часть Первооткрыватели красоты и тайн природы
4 часть Фантазёры, логики и стратегии Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» Г. А. Никашина
2006
2006
2005
2006
5. Мир природы через наблюдения
Мозырь «Белый Ветер»
В. В. Авсейкова 2001
7. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду Москва Творческий центр
А. И. Иванова 2005
8. Большая энциклопедия для дошкольников ОЛМА-ПРЕСС
В. Лаптева 2000
9. Детская энциклопедия Москва ЗАО 2009
10. Наш мир. Всё обо всём Москва АСТ «Астрель» Фрэндон ДЖ. 2010
11. Почемучка Москва «Педагогика» Дитрих А. 1987
12. Что такое. Кто такой Москва «Педагогика» 1990
13. Что такое. Кто такой Москва «Педагогика» 1978
14. Я познаю мир. Планета Земля в вопросах и ответах: энциклопедия Москва АСТ «Астрель» 2010
При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
анализ познавательной литературы,
экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность,
экскурсии,
наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры).
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль».
Выводы
В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:
Существует несколько видов соли.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль добывают в России.
Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества.