Надежда Павлова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей представлений о значении воды для всего живого на земле и ее свойствах.
Задачи по областям:
1. Познавательное развитие : продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе, со свойствами воды: прозрачность, форма, вода - растворитель; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; навыки проведения лабораторных опытов; способность следовать устным инструкциям;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
2. Социально-коммуникативное развитие : формировать опыт общения в коллективе, координируя свои действия с действием партнеров; формировать умение общаться со взрослым и детьми; выполнять словесную инструкцию.
3. Физическое развитие : совершенствовать координацию движений, точность в выполнении действий.
4. Речевое развитие : совершенствовать речь детей, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме; формировать умение отвечать на поставленные вопросы.
Предварительная работа: беседа о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедий, наблюдение за водой во время прогулки, использование игр о воде, проведение занятий - экспериментов.
Методы и приемы:
- практические: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, игра «Путешествие капелек», физминутка.
- наглядные: наблюдение, демонстрация презентации «Круговорот воды в природе»на интерактивной доске
- словесные: беседа, ситуативный разговор.
Материалы и оборудование: аудиозапись звуков воды, 2 таза, телефон, интерактивная доска с презентацией «Круговорот воды в природе», накидка для мамы Тучки, капельки из ткани — 5 штук, заводные игрушки для игр с водой в тазу, бумага для лодочек, указка;
для экспериментов на каждого ребенка: вода, молоко, сахар, стаканы, питьевая вода, ложечки, тарелочки.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Игра «Путешествие капелек», физкульт минутка.
Познавательно-исследовательская
Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, просмотр презентации «Круговорот воды в природе», на интерактивной доске.
Коммуникативная
Беседы, ситуативный разговор
Логика образовательной деятельности.
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам поиграть с водой. Давайте возьмем тазики и нальем в них воды.
Воспитатель с детьми подходят к умывальнику и обнаруживают, что воды нет.
Отвечают на предложение воспитателя.
Берут тазики, идут в умывальную комнату, открывают кран.
Привлечение внимания, создание мотивации.
2. Затруднение в игровой ситуации.
Воды нет. Как вы думаете, почему нет воды?
Что же делать?
А сами мы можем сделать это? А кто может?
Воспитатель набирает номер сантехника по телефону:
«Алло, Максим Викторович, у нас в группе пропала вода. Выясните, пожалуйста, причину.»
Высказывают свои предположения: сломался кран, лопнула труба и т. д.
Отвечают на вопросы воспитателя. (Починить кран, заменить трубу.
Нет, надо вызвать сантехника Максима Викторовича.)
Актуализация знаний, установление причины затруднения.
3. «Открытие» нового знания или способа действия.
Ребята, а вы знаете откуда берется вода?
А хотите узнать? (Воспитатель, переодевается в Тучку.)
Представьте, что я мама Тучка, а вы мои детки-капельки. Капельки, вам пора отправляться в путь. (включается музыкальное сопровождение) Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке.
Ребята, скажите, где же встречаются капельки воды?
Давайте подойдем к доске и посмотрим как это происходит. (просмотр презентации «Круговорот воды в природе»)
Высказывают свои предположения.
Выходят в центр группы, выполняют движения.
Прыгают по одному.
Встают в пары.
Объединяются в цепочку.
Встают в хоровод, двигаются по кругу.
Подняли руки вверх, потянулись.
Подбегают к воспитателю.
Отвечают на вопросы воспитателя (в капле дождя, в ручейке, реке, океане)
Подходят к интерактивной доске, рассказывают о круговороте воды.
Принятие детьми нового знания.
Двигательная активность.
Сформировано представление о круговороте воды в природе.
4. Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.
1.
2.
3.
- Ребята, а в нашей группе тоже есть капельки воды. Давайте их найдем и расскажем, какую пользу они приносят.
I капелька - Игровой уголок:
- Зачем здесь нам нужна вода?
II капелька — Уголок природы
III капелька — Умывальная комната:
- А здесь зачем нужна вода?
IV капелька — Мойка
V капелька — Чайник с водой
- А кто может сказать, как вода попадает к нам в детский сад? (вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома. Эти трубы называются водопроводными.)
- Посмотрите, как они выглядят. (картинка на интерактивной доске) В основном эти трубы проходят под землей.
- Как называются эти трубы?
Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, воду нужно беречь, и не тратить ее зря. Для этого нужно не забывать закрывать кран. (картинка) А если произошла авария, то кого следует вызывать на помощь? (картинка сантехника) - Ну вот, ребята, мы нашли все капельки.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- А сейчас я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
- Но прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Опыт 1. «Вода — не имеет формы»
-Как вы думаете, вода имеет форму? Как проверить?
-Давайте проверим. Перед вами стакан с водой. Какой формы вода (вода имеет форму стакана) Перелейте воду из стакана в пустой сосуд. Какой теперь формы стала вода? (формы сосуда)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода не имеет форму, а принимает форму того сосуда, в который налита.
Опыт 2. «Вода — прозрачна.»
- Как вы думаете, через воду можно что-нибудь увидеть? Как проверить? Перед вами стакан с молоком. Опустите в него ложку. Вы видите её? (нет) Возьмите другую ложку и опустите в стакан с водой. Видите её? (да)
-Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: вода — прозрачна.
Идут по группе, делают остановки и находят капельки.
Отвечают на вопросы воспитателя (чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду)
(Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут — им нужна вода)
(Чтобы мыть руки, лицо, выполнять гигиенические процедуры)
(Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе)
(Чтобы пить)
Просмотр презентации.
Выполняют движения по тексту.
Дают полные ответы:
1. Не шуметь — этим мы мешаем другим;
2. Аккуратно обращаться с оборудованием; 3. Внимательно слушать воспитателя; 4. Следить за результатом опыта;
5. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Надевают халаты и занимают свои места.
Отвечают на вопросы воспитателя, выполняют опыты.
Делают выводы.
Делают выводы.
Закрепление нового понятия, углубление понимания нового материала.
Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу.
Использование двигательной активности.
Выдвигают предположения, гипотезы, обосновывают их и делают выводы
Развитие мыслительной активности
Развитие операции анализа.
Развитие мыслительной активности
Развитие операции анализа.
Опыт 3. «Вода — растворитель»
- Перед вами кусочек сахара. Как вы думаете, какое отношение он имеет к воде?
- Что произойдет, если опустить его в стакан с водой и размешать (Опустите кусочек сахара в воду. Размешайте.)
- Что с ним произошло? (Растаял, растворился.)
- Какой вывод мы можем сделать? (вода - хороший растворитель)
- Где в жизни мы можем наблюдать это явление? (За завтраком, когда кладем сахар в чай.) Каким он становится? (сладким)
Вывод: вода — хороший растворитель.
Высказывают свои предположения.
Делают выводы.
Развитие мыслительной активности
Развитие умения делать выводы.
Сформированы навыки проведения лабораторных опытов.
5. Итог.
- Что же такое вода и какими свойствами она обладает? (Вода — это прозрачная жидкость. Она принимает форму сосуда. Вода хороший растворитель. (раздается телефонный звонок)
- Алло, Максим Викторович. хорошо. спасибо, сейчас проверим. Ребята, давайте посмотрим не появилась ли вода в кране. Максим Викторович исправил порыв в трубе. (открывают кран, льется вода) Хорошо. Вы можете взять листочки бумаги, сделать такие лодочки или взять игрушки и поиграть с водой.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Берут тазики, идут в умывальную комнату. Набирают воду в таз и играют с водой.
Сформированы представления о свойствах воды.
Фиксация в речи нового знания, анализ детьми собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии детей.