Елена Тен
Проект «Влияние театрализованной деятельности на творческое развитие детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Вид проекта : групповой, ролево-игровой, творческий.
Участники проекта :
• воспитатели
• дети группы
• родители воспитанников.
Сроки реализации: сентябрь 2017г. - май 2018г.
«Творческое обучения -
таков путь развития
Публикация «Проект „Влияние театрализованной деятельности на творческое развитие детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
детского творчества…»
Е. А. Флерина
Актуальность проекта : Заключается в том, что на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности детей. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.
На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности детей дошкольного возраста.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Многие авторы утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избегания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально — театрализованных игр. Наблюдение за театрализованной деятельностью детей показало несоответствия уровня развития театрализованной игры их возрастным возможностям и вживило трудности у взрослых по руководству театрализованными играми, поэтому целью моей работы стало создание условий для развития театрализованной деятельности.
Цель проекта : развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрального искусства.
Задачи проекта :
• формирование положительного отношения детей к театрализованным играм
• приобщение детей к театральной культуре
• расширение театрально-игрового опыта детей
• становление мотивации интереса к игре как средству самовыражения
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры : «Маша и три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»;
• пальчиковый театр : «Репка»;
• кукольный театр «Лиса и волк»;
• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок;
• набор масок и шапочек для обыгрывания сказок.
Ожидаемый результат:
• дети должны научиться пользоваться настольным, пальчиковым, мягкой игрушки, кукольным театром;
• передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
• дети должны научиться играть по ролям, обыгрывать этюды;
• дети с удовольствием участвуют в постановках по поэтическим и прозаическим текстам
Предварительная работа:
-подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Лиса и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Маша и три медведя», В. Орлов «Почему медведь зимой спит?», «Кто как считает?» М. Карим, «Котята» С. Михалков, В. Сутеева «Под грибом», Ш. Перро «Красная шапочка»;
-посещение кукольных представлений в ДОО;
-рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
-прослушивание мелодий «дождя», «грома», «радостной мелодии», «грустной мелодии»;
-просмотр сказок – компьютерных презентаций.
Подготовительный этап:
1. Беседа с родителями о посещениях театров, кинотеатров, совместном просматривании мультфильмов.
2. Разработка перспективного планирования.
3. Определение целей и задач.
4. Разработка проекта «Мы артисты».
5. Консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Основной этап:
1. Проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок
2. Обыгрывание этюдов
3. Чтение стихов, сказок, отрывков произведений
4. Заучивание стихотворений, отрывков произведения для обыгрывания
5. Оформление, пополнение театрального уголка, сюжетно-ролевого уголка
6. Консультации, памятки в родительском уголке
Заключительный этап:
1. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»
2. Театрализация сказки мягкой игрушки «Заюшкина избушка»
3. Театрализация настольного театра «Маша и три медведя»
4. «Колобок», обыгрывание сказки – кукольный театр
Итоги проекта :
*Пополнение театрального уголка атрибутами (с привлечением родителей).
*Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества
*Получение детьми знаний о разновидностях театров.
*Обогащение и активизация словаря детей.
*Улучшение памяти, развитие воображения, фантазии, мимики и жестов у детей.
Перспективное планирование совместной деятельности по развитию творческих способностей у детей второй младшей группы.
(сентябрь-ноябрь)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Продолжать сочинять с детьми сказки с помощью воспитателя и без его участия.
Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью жеста и мимики. Театр ложек
Шапочки зверей и птиц «Бабушка и лисичка», «Заяц и медведь», «Колобок и дедушка»
«Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, медведь, волк)
Песенное творчество Предлагать детям сочинять песенные характеристики персонажей кукольного спектакля Костюмы, декорации, атрибуты, необходимые для данного спектакля Песенки персонажей сказки «Теремок»
Танцевальное творчество Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре народной пляски Костюмы персонажей спектакля, фонограммы «Пляска Лисы и Медведя к сказке «Теремок»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Знакомить детей с игрушками - инструментами издающими звук определённой высоты, с помощью которых можно воспроизводить различные ритмы Свирель, дудочка, рожок Сопровождение танцевальных импровизаций к сказке «Теремок»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с театральной ширмой, с приёмами вождения верховых кукол Ширма или мини сцена, оснащённая ширмой, верховые куклы «Мама гуляет», «Две мышки», «Дед и репка».
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Основы кукольного театра Развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этом виде деятельности Театр ложек, ширма
Основы актёрского мастерства Активизировать детей, развивать их память и внимание Фонограмма, атрибуты для упражнений «Расскажи без слов»,
«Придумай фигуру», «Запомни свою позу»
Основные принципы драматизации Формировать положительное отношение к играм -драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, подражание голосом) Настольный театр «Теремок»
Праздники, досуги, развлечения Воспитывать желание доставлять удовольствие своим выступлением родителям. Развивать интерес к различным представлениям. Побуждать интерес детей разыгрывать знакомые сказки Фонограмма, куклы-марионетки, декорации к спектаклю Кукольный спектакль «Репка»
(декабрь-февраль)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Развивать у детей желание сочинять небольшие рассказы, придумывая диалоги действующих лиц. Подводить детей к созданию углублённых образов, знакомых персонажей с помощью движений, мимики, жеста. Верховые куклы
Шапочки зверей, птиц «В гостях у бабушки Маланьи», «Петух и лиса», «Собака и волк» (сочиняют дети).
«Весёлый козлёнок», «Испуганный козлёнок», «Котик заболел»
Песенное творчество Предлагать детям сочинять песни в жанре колыбельной и марша на заданный текст Костюмы и атрибуты Например:
Песенка лисички (колыбельная, песня волка (марш)
Танцевальное творчество Подводить детей к сочинению танцевальных импровизаций героев спектакля в жанре марша и вальса Костюмы и атрибуты На усмотрение воспитателя
(зайка, котик, мишка и др.)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Обучать детей приёмам игры на игрушках -инструментах с диатоническим звукорядом, уметь сопровождать танцевальные импровизации на одном звуке Металлофон, фонограмма Пляска белочек, «Марш гномов»
С. Прокофьев
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме Верховые куклы, ширма «Встреча лисы и зайца», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей»
Зан. 13-16,17-20,21-24
Стр. 96-118
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий в детском саду»
Основы кукольного театра Продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях Верховые куклы, фонограмма, ширма
Основы актёрского мастерства Развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, пользоваться жестами Фонограмма, атрибуты, работа у зеркала «Это – я», «Это-моё», «Отдай», «Сосульки», «Шалтай-болтай», «Петрушка-прыгает»
Основные принципы драматизации Поддерживать заинтересованное отношение к играм -драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности Драматизация в костюмах, декорациях, предметном окружении Сутеев «Под грибом», «Цыпленок и утенок»
Праздники, досуги, развлечения Развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, развивать умение понимать содержание сказок. Привлекать детей самостоятельно играть верховыми куклами Атрибуты и костюмы необходимые для данного досуга «В гостях у сказки»
(март-май)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Побуждать детей коллективно сочинять истории, активизируя речевое общение детей.
Развивать умение сопоставлять различные образы, используя интонацию, мимику, жест Верховые куклы
Шапочки зверей и птиц, фонограмма «Новоселье», «Звериная больница» (сочиняют дети)
«Козлик и волк», «Лиса и заяц», «Кошка и мышка»
Песенное творчество Подводить детей к сочинению песен. Сочинение речитативов на заданную тему Верховые куклы «Дед и бабка», «Курица и пепушок»
Танцевальное творчество Обучать сочинять танцевальные импровизации в жанре польки Куклы, мягкие игрушки, фонограмма «Полька с игрушками» (чешская мелодия)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Побуждать детей импровизировать с игрушками инструментами, издающих звуки неопределённой высоты, а также с диатоническим звукорядом Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, свирели, дудочки, рожки «Весёлые музыканты»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол Верховые куклы, ширма «Радостная встреча Деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки»
Зан. 25-28, 29-32,33-36.
Стр. 119-144
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий»
Основы кукольного театра Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле Верховые куклы, ширма, атрибуты для занятий
Основы актёрского мастерства Развивать способность адекватно понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё настроение Работа у зеркала «Удивление», «Северный полюс», «Сердитый дедушка», «Провинился»
Основные принципы драматизации Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей Костюмы, декорации, предметная среда Напр. Сказка «Репка», «Курочка ряба», «Три медведя», «Колобок»
Праздники, досуги, развлечения Вызывать желание участвовать в утренниках, прививать интерес к русскому фольклору. Поддерживать интерес к происходящему на сцене. Атрибуты, необходимые для проведения праздника, костюмы, декорация. Показ спектакля для детей старших гупп «Колобок»
Мониторинг выполнения задач проекта (оценка деятельности педагога)
Критерии оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре :
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется минисцена, занавес, костюмерная (уголок ряжания);
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра : би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых :
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Оценка знаний, умений и навыков детей :
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
2. Умение общаться с партнёром;
3. Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1. Желание играть с куклой;
2. Умение управлять ею;
3. Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1. Желание участвовать в спектаклях;
2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.
Оценка знаний, умений и навыков детей
0 - отлично Х - хорошо У - удовлетворительно - неудовлетворительно
Группа Этюдный тренаж Игры-драматизации Этюды с куклами Кукольные спектакли Общая оценка
Ф. И. 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Кристина А. у у у х х у у О х у у у у удовлетворительно
Милана С. х о х о о о о О о х о х х отлично
Кирилл Н. у х х у х х х Х х у х х у хорошо
Даша С.
у х х у х о о О х х о х х хорошо
Кирилл К. х о о х о о х О о х о о х отлично
Максим См. у о о о х о х О о х о о о отлично
Коля К. х о о х о о х О о х о о о отлично
Матвей С. О о о х о х х О х х о х х хорошо
Алеша Т. о о о х о х о Х о х о х х хорошо
Юля С. о о о х о х х О о х о о х отлично
Максим Сл. х х х х о х х О х х о х х хорошо
Ксения К. у х х у о х х О х х о х х хорошо