Оксана Родионова
Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей»
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Театр может всё или почти всё. Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придаёт уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Чтобы сделать радость от общения с театром ежедневной, нужно создать уголок театра в детском саду.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Потребность в игре у детей несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщенны и потому несут в себе большой положительный заряд.
Формы театрально-игровой деятельности разнообразны - и все они по-своему интересны.
Известно, что выразительность речи детей формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старших групп.
Для развития выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности. Участвуя в такой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Театрализованная деятельность побуждает их думать, анализировать, делать выводы и обобщать, активировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.
Возможно ли формирование социально - личностных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности? Да, возможно!
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль. Театр не только доставляет детям несравнимую ни с чем радость, но и непроизвольно вводит ребенка в окружающий мир.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.
Педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.
Участвуя в спектакле или концерте, ребёнок усваивает опыт взрослых естественно и непринуждённо. Кроме того в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка в театрализованной деятельности. Поэтому при создании предметно-пространственной среды, следует учитывать:
- индивидуальные способности ребёнка;
- особенности его личностного развития;
- творческие способности, любознательность;
- возрастные особенности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- отдельные упражнения по этике;
Театрализованная деятельность детей не проявится сама собой. Огромная роль в этом отводится воспитателю, который должен умело направить данный процесс.
Содержание занятий, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три цели:
- развитие речи и навыков театрализованной деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Очень важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, а также владел основами актёрского мастерства и основами режиссёрских умений. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, осуждения. Необходимо предоставлять возможность детям раскрываться, проявлять внутреннюю активность.
Рекомендуемые средства выразительности в театрализованной деятельности :
- во 2 младшей группе — учить детей имитировать характерные движения сказочных животных;
- в средней группе — обучать элементам интонации, мимике и пантомимике;
- в старшей группе — совершенствовать художественно-образные умения;
- в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность передачи образа.
Развитию уверенности в себе, развитию социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, в которой любой ребёнок будет иметь возможность проявить себя в какой-то роли.
Здесь необходимо использовать такие приё мы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
- проигрывание ролей в парах;
- выбор ролей по карточкам.
При этом следует учесть, что могут возникнуть проблемы:
- что делать если ролей не хватает на всех детей
(эту проблему можно решить с помощью групповой организации занятия и парного проигрывания ролей);
- кто будет играть отрицательных персонажей
(здесь следует подчеркнуть, что все дети и взрослые — артисты, которые должны уметь играть как положительные, так и отрицательные роли).
Так же очень важно отметить роль театрализованных игр в коррекции заикания. Известно, что заикание проявляется прежде всего в речи, развитие которой успешно будет осуществляется в театрализованных играх. Игры можно использовать для развития общей речевой моторики.
Такую работу необходимо осуществлять в несколько этапов:
1 этап — давать детям игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.
Например:
- упражнения на развитие мимики : «Съели кислый лимон», «Мы обиделись», «Испугались забияку»;
- упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика», «Покажите маленького комарика»;
- упражнения на развитие пантомимики : «Расцвели как цветы», «Полетели как птицы», «Идут пингвины».
2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь детям упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
3 этап — постепенное овладение умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.
4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям.
В связи с этим можно акцентировать внимание на следующем:
- театральная игра должна стать частью занятия;
- проводить такие занятия нужно систематически;
- следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра;
- театрализованные игры можно использовать и как средство для преодоления речебоязни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Памятка для воспитателя :
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.
Педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности.
При создании предметно-пространственной среды следует учитывать:
- индивидуальные способности ребёнка;
- особенности его личностного развития;
- творческие способности, любознательность;
- возрастные особенности.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- отдельные упражнения по этике.
Содержание занятий, формы и методы проведения должны преследовать одновременно три цели:
- развитие речи и навыков театрализованной деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Рекомендуемые средства выразительности в театрализованной деятельности :
- во 2 младшей группе — учить детей имитировать характерные движения сказочных животных;
- в средней группе — обучать элементам интонации, мимике и пантомимике;
- в старшей группе — совершенствовать художественно-образные умения;
- в подготовительной группе — развивать творческую самостоятельность передачи образа.
Приёмы, необходимые для развития у детей уверенности в себе :
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
- проигрывание ролей в парах;
- выбор ролей по карточкам.
Проблемы, которые могут возникнуть:
- что делать если ролей не хватает на всех детей
(эту проблему можно решить с помощью групповой организации занятия и парного проигрывания ролей);
- кто будет играть отрицательных персонажей
(здесь следует подчеркнуть, что все дети и взрослые — артисты, которые должны уметь играть как положительные, так и отрицательные роли).
Очень важна роль театрализованных игр в коррекции заикания. Рекомендуемые этапы работы в этом направлении:
1 этап — давать детям игровые упражнения на выработку мимики, жестов и пантомимики.
Например:
- упражнения на развитие мимики : «Съели кислый лимон», «Мы обиделись», «Испугались забияку»;
- упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика», «Покажите маленького комарика»;
- упражнения на развитие пантомимики : «Расцвели как цветы», «Полетели как птицы», «Идут пингвины».
2 этап — заучивание стишков, потешек, прибауток. Стараться помочь детям упражняться в ситуативной речи, активизировать словарь.
3 этап — постепенное овладение умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.
4 этап — разыгрывание с детьми театрализованных игр по знакомым им произведениям, театральная игра должна стать частью занятия.
В связи с этим нужно акцентировать внимание на следующем:
- проводить такие занятия нужно систематически;
- следует развивать у детей мелкую и общую моторику через различные виды театра;
- театрализованные игры можно использовать и как средство для преодоления речебоязни.