Приложение МААМ

Семинар-практикум по гражданско-патриотическому воспитанию «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных жителей Сибири»

Татьяна Матвеева
Семинар-практикум по гражданско-патриотическому воспитанию «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных жителей Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Тема: «Ознакомление детей с культурой

и бытом коренных жителей Сибири,

как важное условие воспитания любви к малой Родине»

2 слайд

Актуальность:

Понимание «родной край» тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики.

Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия, на человека начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как и кто жил на родной земле, как любили, берегли и защищали ее наши предки.

Богата и разнообразна природа нашего края. Здесь живут многие народности, но ближайшие наши соседи и коренные жители – эвенки (тунгусы).

3 слайд

Представляем опыт работы детского сада по теме «Жизнь коренных жителей Севера». В соответствии с этим в нашем мобильном мини музее появились соответствующие экспонаты народов Севера (чум, сани, шкуры оленей, образцы орнаментов, мягкие игрушки собаки и др.) по которым мы отправились с детьми в интересное путешествие, чтобы понять, что когда то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному, но во все времена люди любили свой дом, свою малую Родину!

4 слайд

Нами была поставлена цель.

Цель: формирование основных понятий жизни коренного народа Севера.

Задачи:

- воспитывать интерес и уважение к другим народам;

-дать представления о коренных народов Сибири – эвенков (тунгусы);

- знакомить с историей, народными промыслами, бытом, традициями и культурой народов Севера;

-формировать знания детей о профессиях народов Севера.

5 слайд

Для систематической работы с детьми был разработан перспективный план, который делился на блоки.

1. Культура и быт коренных народов Сибири.

2. Жилище коренных народов Сибири.

3. Национальная одежда.

4. Народные промыслы.

5. Знакомство с деятельностью белого шамана.

6. Эвенкийские сказки и легенды.

7. Эвенкийские подвижные игры.

6 слайд

Для ознакомления детей с жизнью тунгусов был подобран материал: иллюстрации, альбомы, видеоролики, презентации.

7 слайд

Чтобы познакомить детей с жизнью северных народов мы обратились за помощью в музей, где нам провели экскурсию по теме «Эвенки коренного населения верхнего Приленья». Дети познакомились с бытом, орудиями труда, культурой, традициями этого народа. Нашему вниманию были представлены игрушки, сувениры, обереги, фильм из которого дети узнали, как готовят хлеб эвенки, который пекут без дрожжей в золе в течение двух часов.

8 слайд

Наше путешествие по ознакомлению с народом Севера продолжилось на занятии «Жилище коренных народов Сибири». Дети познакомились с жилищем этого народа. Для этого был использован макет «чум» и презентация. Он создал впечатление, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идет по своему интересная жизнь.

9 слайд

Дошкольникам хотелось заглянуть в чум, потрогать его, все в деталях рассмотреть. Познакомились с тем, как обустроен чум, который устроен по строгим правилам, где была женская и мужская половина, отведено почетное место для гостей, что эвенки живут «везде и негде». Дети спрашивали: «Не холодно ли зимой в чуме?», «Почему в чуме нет пола?», «Как спят люди?», «Где спят олени?». На все вопросы были даны ответы. Чум можно в любое время разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников – оленеводов. Раньше у народов Севера не было светлых и теплых домов, школ, садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Рассказы воспитанники слушали с большим интересом. Все для них было ново и необычно.

10 слайд

Эвенки являются не только следопытами таежных троп и смелыми охотниками, но и профессиональными оленеводами. Дети узнали, что это очень древняя профессия и значимая для северного народа. Оленеводы занимаются разведением и сохранением оленей и это отважные, сильные, ловкие люди.

11 слайд

Большим искусством северных мастеров – умельцев является профессия по «Выделки шкур» и «Вышивальщицы» - одежда тунгусов не только теплая и шилась из шкур животных, но и яркая, красивая с многочисленными украшениями, национальными орнаментами.

12 слайд

Мужчины долгими зимними вечерами занимались резьбой на кости – это еще одна профессия тунгусов – резчики. Они изготавливали игрушки, омулеты, обереги, сувениры, украшали изголовье детских кроваток и др.

13 слайд

Увлекательным было занятие по ознакомлению с орнаментом - это изобразительный фольклор народа, как вид народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную и языковую и смысловую тайну. Познакомили с их толкованием по назначению изделия: линейный орнамент, орнамент в виде солнца, цветов, завитков, растительный рисунок, растительный побежок.

14 слайд

Не менее интересным и увлекательным прошло знакомство с домашним животным – благородным северным оленем. Из видеоролика «Северный олень» дети узнали о повадках, о том, как он добывает себе пищу и какую большую пользу приносит жителям Севера.

15 слайд

Оказывается, что самое любимое лакомство оленя – ягель, в котором много витаминов, необходимых для роста и его здоровья. Это животное, которое для эвенков является благородным и считается у них воплощением чистоты, добра, кормит и одевает их.

16 слайд

Олень для тунгусов представляет собой основной вид транспорта на родине.

17 слайд

Картина «Олени. Оленья упряжка», художник Данчурова Татьяна Ивановна, дала возможность увидеть красоту этого животного и научила употреблять образные выражения (олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову, ноги у него тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес). А загадка: «Кто носит лес на голове? – детей рассмешила и дала возможность для сравнения).

18 слайд

Открытое мероприятие по теме «Профессия оленевод» дало знания детям о древней профессии, ее значимости для жителей крайнего Севера. На занятии была использована виртуальная экскурсия и макет «Чум».

19 слайд

В конце было предложено слепить олененка для стойбища.

20 слайд

Дети с интересом заселяли оленят около чума. Каждый ребенок дал своему олененку кличку. Несколько детей слепили для стойбища еще и охрану, то есть собак.

21 слайд

А знаете ли вы, кто лечил в древние времена эвенков? Его представили детям, как лекаря – это Белый шаман. Он имеет большое значение у этих народов. Белый Шаман может быть не только лекарем, то есть лечить болезни, но и предсказывает будущее, может быть защитником от злых людей и духов. Также обеспечивает удачу в охоте и оленеводстве.

22 слайд

А вот главный помощник шамана - это бубен – унтугун, самый древний инструмент, который имеет круглую или овальную форму с изображением символических знаков. Обязательными атрибутами у шамана являются: маска, обереги, бубен, колотушка.

23 слайд

На занятиях по продуктивной деятельности дети изготавливали бубны, обереги, омулеты, украшали готовые шаблоны одежды, используя в работе картон, цветную бумагу, бисер, бусины, пластилин, кусочки меха, ткани, кожи, шерстяные нитки.

24 слайд

Использовали орнаменты народов Севера - символические знаки – солнце (круг, чум (коричневые треугольники, вода и небо (голубые треугольники, украшали бубны украсили бахромой, изготавливали оберег – ловец снов.

25 слайд

При изучении профессий, одежды, орнамента, быта эвенков мы не могли не познакомить детей с животным и растительным миром. Наиболее почитаемым животным у эвенков таежной местности является медведь. Ласково его называют амикан, то есть дедушка, медведицу – энекан, а медвежонка – кутыкан. Оказывается, одна из станций на БАМе носит название Кутыкан, что означает медвежонок. Эвенки считают, что медведь был, когда то человеком и поэтому нельзя над ним насмехаться, пугать, причинять ему страдания. Нарушение этих запретов грозило человеку несчастьем, болезнью. Но есть такое поверье у эвенков, если встретиться с медведем случайно и остаться в живых, то проживешь долго и счастливо.

26 слайд

А также есть и почитаемые птицы – ворон, орел, лебедь, гагара. Кулики являются сторожами, всегда первыми замечают опасность и сообщают о ней. Дятел, как исцелитель, кукушка играет роль связного, гагара является творцом земли. Все эти птицы считались помощниками шаманов в обрядовом лечении, здоровья для семьи. Они были неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и употреблять в пищу. В ходе ознакомления детей со священными животными и птицами рассматривали альбомы, иллюстрации, а также просматривали видеоролики.

27 слайд

Не обошлось без ознакомления с художественной литературой народов Севера. Сделали подборку произведений «Орлиная скала», «Собаки и человек», «Почему кедр и сосна всегда зеленые», «Айога» и так далее.

28 слайд

А эвенкийские народные подвижные игры очень завлекли детей. Особенно «Бой быков», где они показывали свою силу, ловкость, выдержку, умения. Также были игры «Вяженка и оленята», «Хейрро», «Каюр и собаки». Все игры были для детей новые и они с большим удовольствием играли.

29 слайд

С танцем «Благородный Олень» наши дети приняли участие в фестивале, приуроченному к году культурного наследия. В танце про оленя дети показали образ священного животного.

30 слайд

Итогом всей работы было посещение исторического музея МОУ СОШ № 9, где закрепили и расширили свои знания о коренных жителях Севера. Детям были представлен зал, посвященный эвенкийской культуре.

31 слайд

Не могу не сказать о роли родителей! Им принадлежала важная роль в поддержании наших начинаний. Они были активными и благодарными помощниками.

32 слайд

Вывод:

В процессе обучения деятельности дети не только знакомились с культурой, бытом и историей родного края и населяющих его народов, но и имели возможность прикоснуться к национальным истокам. Попробовали свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов и расширили свои познания о жизни народов Севера.

33 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Письмо солдату» по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаФотоотчет об акции «Письмо солдату» по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Фотоотчет об акции "Письмо солдату" В целях гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста воспитанники и воспитатели.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар-практикум по гражданско-патриотическому воспитанию «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных жителей Сибири»
Опубликовано: 26 февраля 2025 в 14:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по гражданско-патриотическому воспитанию «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных жителей Сибири»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Матвеева (УИ 328534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 февраля 2025 четверг
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД