Татьяна Матвеева
Семинар-практикум по гражданско-патриотическому воспитанию «Ознакомление детей с культурой и бытом коренных жителей Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: «Ознакомление детей с культурой
и бытом коренных жителей Сибири,
как важное условие воспитания любви к малой Родине»
2 слайд
Актуальность:
Понимание «родной край» тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одно из важных и актуальных направлений современной дошкольной педагогики.
Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа, населяющего его.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия, на человека начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как и кто жил на родной земле, как любили, берегли и защищали ее наши предки.
Богата и разнообразна природа нашего края. Здесь живут многие народности, но ближайшие наши соседи и коренные жители – эвенки (тунгусы).
3 слайд
Представляем опыт работы детского сада по теме «Жизнь коренных жителей Севера». В соответствии с этим в нашем мобильном мини музее появились соответствующие экспонаты народов Севера (чум, сани, шкуры оленей, образцы орнаментов, мягкие игрушки собаки и др.) по которым мы отправились с детьми в интересное путешествие, чтобы понять, что когда то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному, но во все времена люди любили свой дом, свою малую Родину!
4 слайд
Нами была поставлена цель.
Цель: формирование основных понятий жизни коренного народа Севера.
Задачи:
- воспитывать интерес и уважение к другим народам;
-дать представления о коренных народов Сибири – эвенков (тунгусы);
- знакомить с историей, народными промыслами, бытом, традициями и культурой народов Севера;
-формировать знания детей о профессиях народов Севера.
5 слайд
Для систематической работы с детьми был разработан перспективный план, который делился на блоки.
1. Культура и быт коренных народов Сибири.
2. Жилище коренных народов Сибири.
3. Национальная одежда.
4. Народные промыслы.
5. Знакомство с деятельностью белого шамана.
6. Эвенкийские сказки и легенды.
7. Эвенкийские подвижные игры.
6 слайд
Для ознакомления детей с жизнью тунгусов был подобран материал: иллюстрации, альбомы, видеоролики, презентации.
7 слайд
Чтобы познакомить детей с жизнью северных народов мы обратились за помощью в музей, где нам провели экскурсию по теме «Эвенки коренного населения верхнего Приленья». Дети познакомились с бытом, орудиями труда, культурой, традициями этого народа. Нашему вниманию были представлены игрушки, сувениры, обереги, фильм из которого дети узнали, как готовят хлеб эвенки, который пекут без дрожжей в золе в течение двух часов.
8 слайд
Наше путешествие по ознакомлению с народом Севера продолжилось на занятии «Жилище коренных народов Сибири». Дети познакомились с жилищем этого народа. Для этого был использован макет «чум» и презентация. Он создал впечатление, будто далеко в заснеженной тундре находится стойбище, где идет по своему интересная жизнь.
9 слайд
Дошкольникам хотелось заглянуть в чум, потрогать его, все в деталях рассмотреть. Познакомились с тем, как обустроен чум, который устроен по строгим правилам, где была женская и мужская половина, отведено почетное место для гостей, что эвенки живут «везде и негде». Дети спрашивали: «Не холодно ли зимой в чуме?», «Почему в чуме нет пола?», «Как спят люди?», «Где спят олени?». На все вопросы были даны ответы. Чум можно в любое время разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников – оленеводов. Раньше у народов Севера не было светлых и теплых домов, школ, садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Рассказы воспитанники слушали с большим интересом. Все для них было ново и необычно.
10 слайд
Эвенки являются не только следопытами таежных троп и смелыми охотниками, но и профессиональными оленеводами. Дети узнали, что это очень древняя профессия и значимая для северного народа. Оленеводы занимаются разведением и сохранением оленей и это отважные, сильные, ловкие люди.
11 слайд
Большим искусством северных мастеров – умельцев является профессия по «Выделки шкур» и «Вышивальщицы» - одежда тунгусов не только теплая и шилась из шкур животных, но и яркая, красивая с многочисленными украшениями, национальными орнаментами.
12 слайд
Мужчины долгими зимними вечерами занимались резьбой на кости – это еще одна профессия тунгусов – резчики. Они изготавливали игрушки, омулеты, обереги, сувениры, украшали изголовье детских кроваток и др.
13 слайд
Увлекательным было занятие по ознакомлению с орнаментом - это изобразительный фольклор народа, как вид народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную и языковую и смысловую тайну. Познакомили с их толкованием по назначению изделия: линейный орнамент, орнамент в виде солнца, цветов, завитков, растительный рисунок, растительный побежок.
14 слайд
Не менее интересным и увлекательным прошло знакомство с домашним животным – благородным северным оленем. Из видеоролика «Северный олень» дети узнали о повадках, о том, как он добывает себе пищу и какую большую пользу приносит жителям Севера.
15 слайд
Оказывается, что самое любимое лакомство оленя – ягель, в котором много витаминов, необходимых для роста и его здоровья. Это животное, которое для эвенков является благородным и считается у них воплощением чистоты, добра, кормит и одевает их.
16 слайд
Олень для тунгусов представляет собой основной вид транспорта на родине.
17 слайд
Картина «Олени. Оленья упряжка», художник Данчурова Татьяна Ивановна, дала возможность увидеть красоту этого животного и научила употреблять образные выражения (олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову, ноги у него тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес). А загадка: «Кто носит лес на голове? – детей рассмешила и дала возможность для сравнения).
18 слайд
Открытое мероприятие по теме «Профессия оленевод» дало знания детям о древней профессии, ее значимости для жителей крайнего Севера. На занятии была использована виртуальная экскурсия и макет «Чум».
19 слайд
В конце было предложено слепить олененка для стойбища.
20 слайд
Дети с интересом заселяли оленят около чума. Каждый ребенок дал своему олененку кличку. Несколько детей слепили для стойбища еще и охрану, то есть собак.
21 слайд
А знаете ли вы, кто лечил в древние времена эвенков? Его представили детям, как лекаря – это Белый шаман. Он имеет большое значение у этих народов. Белый Шаман может быть не только лекарем, то есть лечить болезни, но и предсказывает будущее, может быть защитником от злых людей и духов. Также обеспечивает удачу в охоте и оленеводстве.
22 слайд
А вот главный помощник шамана - это бубен – унтугун, самый древний инструмент, который имеет круглую или овальную форму с изображением символических знаков. Обязательными атрибутами у шамана являются: маска, обереги, бубен, колотушка.
23 слайд
На занятиях по продуктивной деятельности дети изготавливали бубны, обереги, омулеты, украшали готовые шаблоны одежды, используя в работе картон, цветную бумагу, бисер, бусины, пластилин, кусочки меха, ткани, кожи, шерстяные нитки.
24 слайд
Использовали орнаменты народов Севера - символические знаки – солнце (круг, чум (коричневые треугольники, вода и небо (голубые треугольники, украшали бубны украсили бахромой, изготавливали оберег – ловец снов.
25 слайд
При изучении профессий, одежды, орнамента, быта эвенков мы не могли не познакомить детей с животным и растительным миром. Наиболее почитаемым животным у эвенков таежной местности является медведь. Ласково его называют амикан, то есть дедушка, медведицу – энекан, а медвежонка – кутыкан. Оказывается, одна из станций на БАМе носит название Кутыкан, что означает медвежонок. Эвенки считают, что медведь был, когда то человеком и поэтому нельзя над ним насмехаться, пугать, причинять ему страдания. Нарушение этих запретов грозило человеку несчастьем, болезнью. Но есть такое поверье у эвенков, если встретиться с медведем случайно и остаться в живых, то проживешь долго и счастливо.
26 слайд
А также есть и почитаемые птицы – ворон, орел, лебедь, гагара. Кулики являются сторожами, всегда первыми замечают опасность и сообщают о ней. Дятел, как исцелитель, кукушка играет роль связного, гагара является творцом земли. Все эти птицы считались помощниками шаманов в обрядовом лечении, здоровья для семьи. Они были неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и употреблять в пищу. В ходе ознакомления детей со священными животными и птицами рассматривали альбомы, иллюстрации, а также просматривали видеоролики.
27 слайд
Не обошлось без ознакомления с художественной литературой народов Севера. Сделали подборку произведений «Орлиная скала», «Собаки и человек», «Почему кедр и сосна всегда зеленые», «Айога» и так далее.
28 слайд
А эвенкийские народные подвижные игры очень завлекли детей. Особенно «Бой быков», где они показывали свою силу, ловкость, выдержку, умения. Также были игры «Вяженка и оленята», «Хейрро», «Каюр и собаки». Все игры были для детей новые и они с большим удовольствием играли.
29 слайд
С танцем «Благородный Олень» наши дети приняли участие в фестивале, приуроченному к году культурного наследия. В танце про оленя дети показали образ священного животного.
30 слайд
Итогом всей работы было посещение исторического музея МОУ СОШ № 9, где закрепили и расширили свои знания о коренных жителях Севера. Детям были представлен зал, посвященный эвенкийской культуре.
31 слайд
Не могу не сказать о роли родителей! Им принадлежала важная роль в поддержании наших начинаний. Они были активными и благодарными помощниками.
32 слайд
Вывод:
В процессе обучения деятельности дети не только знакомились с культурой, бытом и историей родного края и населяющих его народов, но и имели возможность прикоснуться к национальным истокам. Попробовали свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов и расширили свои познания о жизни народов Севера.
33 слайд
Спасибо за внимание!