лилия обиходова
Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности
«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт
Публикация «Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.
Проблема интеллектуально – творческого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», истинное и ложное, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение оценить прекрасное и доброе в природе и в людях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
В наш детский сад приходят дети, имеющие различные нарушения, как речевого, так и психического развития. Это дети с ТНР, ЗПР различного типа, стали появляться дети с РАС.
У этих детей наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, координации движений, низкое развитие мелкой моторики, сопутствующие движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер.
Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б. Филичева, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, В. А. Ковшиков, В. В. Ковалев и др.).
Система логопедических занятий с этими детьми направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.
Л. С. Выготский, утверждал: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.
У детей с ОВЗ уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.
Опыт работы в речевой группе убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов в работе логопеда. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка с ОВЗ.
В своей работе я активно использую все виды театра (пальчиковый, плоскостной, теневой, куклы БИ-БА-БО и др.)
Театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность и в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Элементы включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.
Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям.
Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки, удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей.
Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние и на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи.
Все это свидетельствует об эффективности использования театрализованной деятельности в моей работе.
Немаловажное значение в успешности моей работы имеет тесный контакт с родителями. Когда все предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь становиться эффективней. Также родители активно участвуют не только в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций, но и в самих постановках. Это как нельзя лучше сплачивает их с детьми, позволяет лучше понимать друг друга. И как результат всей коррекционной работыявляется участие и детей, а иногда и родителей в сказках-драматизациях и сценках.
Уже стало традицией участие моих детей в ежегодных городских конкурсах: «Уральская звездочка», «Зимние узоры», «Этнографический фестиваль», «Театрализованные постановки». Участвуем в театральных фестивалях «Для детей с ОВЗ», «Искорка», «Конкурс агитбригад», центра «Гном». Постоянно принимаем участие в проекте «Маленькие читатели писателей Пермского края», «Березники мои, Березники». Обязательны выступления и в нашем детском саду, такие, как: «Масленица», «Юные экологи», «Юные пожарные», «День смеха» и многие другие.
Использование театрализованных постановок мне, как логопеду помогает объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного в необычном волшебном мире.
Список литературы:
1. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. 2001. N2.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.
3. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст] : учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева //
4. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. N1.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. — № 3. — С. 20.https://www.mon.gov.ru