Наталья Борисова
Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационно-игровой.
Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным краем».
Подготовил: Борисова Наталья Владимировна, старший воспитатель.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 «Кораблик» комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики
Введение
Публикация «Проект „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Все начинается с детства, эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть решения нравственно - патриотического воспитания. Еще В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Академик Д. С. Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков – это то, с чем ребёнок сталкивается каждый день. Важно познакомить детей с тем, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.
Задачи:
1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении.
3. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.
4. Воспитывать уважение и чувство гордости с историческому и культурному наследию города.
Методы и формы работы:
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Пополнение «методической копилки» по ознакомлению дошкольников с родным городом: (сентябрь-май)
- картотека;
- разработки конспектов занятий, развлечений, анкет, опросников, схем, памяток для работы с детьми и родителями;
- разработка диагностики по нравственно-патриотическому воспитанию;
- разработка плана работы по ознакомлению с родным городом;
- разработка плана по ознакомлению с социальным окружением ДОУ.
Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.
3. Пополнение предметно-развивающей среды ДОУ: методическая и художественная литература, картины, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, стенды. (сентябрь-май)
4. Разработка дидактических игр по ознакомлению с родным городом. (март)
5. Конкурсы детских рисунков и творческих работ: «Детский сад – наш дом второй», «Мамина улыбка»; изготовление макетов «Моя улица», «Мой город».
Ожидаемые результаты:
• систематизация знаний и представлений дошкольников о родном крае;
• повышение уровня познавательной компетентности воспитанников через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных, проектных и модульных методов обучения.
• информатизация воспитательно-образовательного процесса за счет эффективного взаимодействия с социумом;
• накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с родным краем;
• увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
План-график мероприятий
I этап – предварительный.
1) Изучение нормативно-правовой и методической литературы, которая позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.
2) Создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе законодательных актов:
- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»;
-Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике".
II этап – основной.
Работа с детьми
Работа с дошкольниками строится в форме путешествий по родному городу, где дети имеют возможность любоваться красотой города, учиться беречь и любить свою малую родину.
Название мероприятия Цель мероприятия
1 Экскурсии по родному городу
Знакомство дошкольников с понятием «малая родина», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением.
2 Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Изготовление макета «Моя улица».
Формирование представлений о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом.
3 Ознакомление с символикой России, Чувашской Республики, города Чебоксары. Воспитание любви к Родине, малой родине.
4 Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия» Ознакомление с обычаями и традициями русского народа
5 «Достопримечательности нашего города» Знакомство дошкольников с памятниками города.
6 "Если с другом вышел в путь.» Ориентирование на местности с помощью карты-схемы.
7 Посещение музея Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Чебоксары
Обогащение знаний о Родине, знакомство с историей Великой Отечественной войны.
8 Древо моей семьи
Осознание ребенком себя как частицы, причастной к истории.
9 День защитника Отечества
Расширение представлений детей о Российской армии; воспитание чувства уважения к российскому воину, его силе и смелости.
10 Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»
Развитие интереса к традиции празднования Дня 8 марта. Создание тёплых взаимоотношений в семье.
11
Климат родного края
Закрепление понятия о климате и его влиянии на природу.
12 Акция «Посади дерево» (в преддверии Дня Победы) Развитие у детей интереса к изучению природы родного края;
Воспитание в детях заботливого отношения к природе;
13 День Победы. Встреча с ветеранами.
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
14 Военно-патриотическая игра
«Орлёнок»
Формирование нравственно патриотических чувств через игру.
15 «День России»
Закрепление знаний детей о России, расширение знаний о национальном богатстве нашей страны, о символике страны.
16 День российского флага
Знакомство с символическим значением флага России; воспитание любови и уважения к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.
Взаимодействие с родителями.
Помощь в организации фотовыставки «Моё любимое место в городе»;
Консультация для родителей «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;
Консультация для родителей «Воспитание маленького гражданина»;
Помощь в оформление альбома «История нашего города»;
Помощь в оформлении коллажей, макетов;
Участие в выставке работ, выполненных бабушками и мамами;
Участие в акции «Посади дерево»;
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».
Участие в он-лайн беседах; беседы «Беру пример», «Мамина (папина) работа».
Мастер-классы «Чудеса кулинарии», «Я - семья», «Наш выходной день».
На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания.
Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.
В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о Великой войне», «Люби и знай свой край».
В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; спортивная площадка; аудио–видеотехники; медиатека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.
Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
III этап – заключительный.
Оформление диагностической карты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
В конце учебного года воспитатель, как результат работы, представляет педагогический опыт реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию как для родителей, так и для педагогов.
Оценка результатов.
Важным результатом является возросшая активность родителей в участии жизни детского сада, группы. У семей и воспитанников группы сформирована мотивация к предстоящему школьному обучению. Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития повысился:
у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дошкольники составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.
Воспитанники неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах.