Галина Любезных
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто в наше время звучат приятные, тё плые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жё сткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
Невозможно переоценить роль культурно-исторического наследия в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, мы всегда старались сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.
О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.
Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие.
В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.
Для развития у детей интереса к духовному наследию нашей области были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. Проведены занятия, посвященные ознакомлению детей с культурно - историческим ансамблем поселка Прохоровка и Холковского монастыря, занятия по ознакомлению детей с обычаями, традициями Белгородчины, Белгородской игрушкой, «путешествие» праздник «Белогорье - край родной».
Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников, коллегами. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей, появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини - музей «Изба русского быта».
Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа.
Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа.
Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был составлен перспективный план работы.
Его реализация осуществлялась с помощью персонажа бабушки Арины, которая имеет «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры :
o подвижные,
o игры-соревнования,
o игры-шутки,
o игры-забавы,
o игры-загадки,
o хороводные игры.
С этим ларцом бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с новой игрой. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности.
На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры («Ловишки», «Колечко, колечко…» и др., правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др., вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т. е. бабушка Арина предлагает детям к следующей встрече с учтом новой игры разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры : традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области.
Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Покров, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.
Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.
Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребнка в школе, развивают важнейшие психические процессы, формируют компоненты различных способностей.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить».
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
Список литературы
1. Соколова, Л. В., Некрылова, А. Ф. Воспитание ребнка в русских традициях. М. : Айрис пресс, 2003, - 208 с.
2. Левчук, Д. Г., Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - 2-е изд., доп. - М. : Планета, 2003, - 64 с.