Оксана Климова
Ознакомление дошкольников с родным краем.
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Публикация «Ознакомление дошкольников с родным краем,» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю, родному городу, детскому саду, близким людям играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В настоящее время стало актуальным воспитание нравственно--моральных качеств и, прежде всего чувства любви к своему Отечеству, у подрастающего поколения. Воспитывать чувство патриотизма необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, о чем рассказывать детям, выделять характерное только для нашего края, доступно показывать связь родного края со всей страной.
Мы живем в Краснодарском крае. Он богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И наша задача - помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны. Это поможет вызвать у детей чувство восхищения и гордости.
При планировании работы необходимо определены следующие направления деятельности:
1. Знакомить дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани, направить на обучение наблюдению за родной природой, формированию бережного и почтительного отношения к ней, прививать навыки активного образа жизни, воспитывать потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники можно знакомить с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно - прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения.
Кубанский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему жанров, воспевающих лучшие дела и чувства людей.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь можно решать задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни - это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников развлечений: «День матери», «Музыкальное кафе», «День защитника отечества», «Веселая масленица», «Пасхальный букет», календарных и тематических совместных мероприятий - это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.
Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх : «Завивайся плетень», «Гуси - гуси», «Тополек», «Брыль» и др., в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины»
Чувство родины ассоциируется со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого — далекому, от известного - к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему.