Наталья Самсонова
Проект «Музыкальная логоритмика» для детей логопедических групп старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребёнка - детский сад № 27 «Матрешка»
Авторы проекта: учителя-логопеды Н. Ю. Самсонова, Е. В. Алтунина.
Участники проекта: воспитатели: Анухина В. В., Джумайло М. М., Ефимова Н. К., Пикина Н. Е. ; музык. руководители: Алифанова С. В., Киселева С. А., инструктор по физо Будукина Т. А., дети старшего дошкольного возраста логопедических групп, родители.
Актуальность темы
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические игры и упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Эти игры учат координировать движения со словом, раскрепощают детей, повышают мотивацию, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Гипотеза: Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты улучшает речевое дыхание, состояние общей и мелкой моторики, повышает у детей интерес к занятиям, тем самым улучшается мотивация к речевой деятельности и качество коррекционной работы.
Цель проекта: преодоление речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
Задачи проекта:
- развивать физиологическое и речевое дыхание;
- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать общую и тонкую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематический слух, расширять лексический запас;
- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформируется правильное речевое и физиологическое дыхание, умениеправильно артикулировать звуки речи, умение выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- дети научатся правильно выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения;
- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- сформируется готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Время проведения проекта:
среднесрочный проект с 19.11.18 - 18.03.19г.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Диагностика общей и мелкой моторики у детей старшей и подготовительной логопедических групп с использованием логоритмических упражнений. Анализ состояния моторики у детей. Знакомство с планированием проекта воспитателей и специалистов.
Подбор методической литературы об использовании логоритмики в коррекции речи.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
II этап:Основной.
Включение в ежедневное планирование логоритмических игр и упражнений
1. Работа с детьми.
Проведение логоритмических упражнений на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях и в режимных моментах.
Использование электронных пособий для развития общей и мелкой моторики. Разучивание логоритмической сказки.
2. Взаимодействие с педагогами.
Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты учителями-логопедами, воспитателями и узкими специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по физо).
Консультации с воспитателями и специалистами (музыкальные руководители, инструктор по физической культуре).
Включение логоритмики в ежедневное планирование всеми участниками проекта.
Логотренинг для воспитателей «Логоритмические упражнения в коррекции ОНР». Мастер-класс для учителей-логопедов города «Расскажи стихи руками».
Показ открытого занятия на ГМО учителей-логопедов с использованием речедвигательных техник.
3. Взаимодействие с родителями.
Консультации с родителями.
Выступление на родительских собраниях.
Памятки для родителей.
III этап: Заключительный.
Оценка эффективности работы, проделанной в ходе проекта.
Итоговым мероприятием стал показ для детей детского сада логоритмической сказки «Теремок».
Работа по этапам проекта
Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Материально-техническое обеспечение к проекту
19.11.18 -30.11.18
Диагностика общей и тонкой моторики у детей старшей и подготовительной логопедических групп с использованием логоритмических упражнений.
Анализ состояния общей и тонкой моторики у детей.
Консультация с воспитателями и специалистами (музыкальные руководители, инструктор по физо) «Значение логоритмики в развитии детей с ОНР»
Познакомить с планированием проекта воспитателей, специалистов.
Обзор литературы по теме «Логоритмика».
Консультация с родителями «Что такое логоритмика»
Выставка литературы.
Приобретение методической литературы
Т. Данилевич «Логопедические распевки»
01.12.18 -04.03.19
Проведение логоритмических упражнений на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях и в режимных моментах.
Индивидуальная работа по биоэнергопластике.
Использование электронных пособий для развития общей и тонкой моторики.
Разучивание логоритмической сказки
Мастер-класс для воспитателей «Логоритмические упражнения в коррекции ОНР».
Консультация с воспитателями «Речедвигательные техники в обучении грамоте»
Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты учителями-логопедами, воспитателями и узкими специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по физо).
Включение логоритмики в ежедневное планирование всеми участниками проекта.
Показ открытого занятия на ГМО учителей-логопедов с использованием речедвигательных техник.
Мастер-класс для учителей-логопедов города «Расскажи стихи руками».
Выступление на родительском собрании. Тема: «Использование логоритмики в коррекционном процессе»
Памятка для родителей «Логоритмические упражнения дома».
Изготовление дидактических пособий для развития речевого дыхания.
Составление картотеки логоритмических игр и упражнений.
Приобретение игровых пособий для логоритмических упражнений.
Подборка электронных пособий (автор Е. Железнова)
05.03.19 -18.03.19
Показ детьми музыкально-логоритмической сказки для старших групп детского сада.
Итоговая диагностика
общей и мелкой моторики детей логопедических групп.
Оценка результативности реализации проекта
В проекте участвовало 29 детей старшей и подготовительной логопедических групп. На начало проекта средний уровень показали всего 10 человек.
В результате проведенной коррекционной работы показатели диагностики изменились. Если на начало проекта 70% составили дети с низким уровнем, 30% - со средним уровнем, то на конец проекта 60% детей вышли на средний уровень и 40% - на высокий уровень.
Итоги проекта:В результате реализации данного проекта у детей улучшилось речевое дыхание, состояние звукопроизношения, общей и мелкой моторики.
Дети научились выполнять движения под музыку, сопровождая их словами, улучшилась пластичность, выразительность, ритмичность движений, повысился интерес к занятиям. Благодаря совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, дети стали более раскрепощенными, эмоциональными. Таким образом, тесная связь слова, движения и музыки компенсирует речевые и когнитивные функции у детей.