Наталья Самсонова
Проект «Музыкальная логоритмика» для детей логопедических групп старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребёнка - детский сад № 27 «Матрешка»
Авторы проекта: учителя-логопеды Н. Ю. Самсонова, Е. В. Алтунина.
Участники проекта: воспитатели: Анухина В. В., Джумайло М. М., Ефимова Н. К., Пикина Н. Е. ; музык. руководители: Алифанова С. В., Киселева С. А., инструктор по физо Будукина Т. А., дети старшего дошкольного возраста логопедических групп, родители.
Актуальность темы
Публикация «Проект „Музыкальная логоритмика“ для детей логопедических групп старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Логоритмические игры и упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Эти игры учат координировать движения со словом, раскрепощают детей, повышают мотивацию, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Гипотеза: Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты улучшает речевое дыхание, состояние общей и мелкой моторики, повышает у детей интерес к занятиям, тем самым улучшается мотивация к речевой деятельности и качество коррекционной работы.
Цель проекта: преодоление речевых расстройств посредством музыкально-логоритмических игр и упражнений.
Задачи проекта:
- развивать физиологическое и речевое дыхание;
- развивать чувство ритма, зрительную и музыкальную память, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать общую и тонкую моторику;
- развивать слуховое внимание, фонематический слух, расширять лексический запас;
- учить детей быть творчески активными в любой деятельности (исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами интонации, мимики, выразительных движений и т. д.);
- способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий; созданию условий для совместной деятельности и формированию уважительного отношения к сообществу детей и взрослых.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформируется правильное речевое и физиологическое дыхание, умениеправильно артикулировать звуки речи, умение выполнять движения в соответствии со словами и музыкой;
- дети научатся правильно выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения;
- свободно ориентироваться в пространстве, слушая музыкальное сопровождение, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- сформируется готовность к совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Время проведения проекта:
среднесрочный проект с 19.11.18 - 18.03.19г.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Структура проекта.
1 этап: подготовительный.
Диагностика общей и мелкой моторики у детей старшей и подготовительной логопедических групп с использованием логоритмических упражнений. Анализ состояния моторики у детей. Знакомство с планированием проекта воспитателей и специалистов.
Подбор методической литературы об использовании логоритмики в коррекции речи.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
II этап:Основной.
Включение в ежедневное планирование логоритмических игр и упражнений
1. Работа с детьми.
Проведение логоритмических упражнений на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях и в режимных моментах.
Использование электронных пособий для развития общей и мелкой моторики. Разучивание логоритмической сказки.
2. Взаимодействие с педагогами.
Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты учителями-логопедами, воспитателями и узкими специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по физо).
Консультации с воспитателями и специалистами (музыкальные руководители, инструктор по физической культуре).
Включение логоритмики в ежедневное планирование всеми участниками проекта.
Логотренинг для воспитателей «Логоритмические упражнения в коррекции ОНР». Мастер-класс для учителей-логопедов города «Расскажи стихи руками».
Показ открытого занятия на ГМО учителей-логопедов с использованием речедвигательных техник.
3. Взаимодействие с родителями.
Консультации с родителями.
Выступление на родительских собраниях.
Памятки для родителей.
III этап: Заключительный.
Оценка эффективности работы, проделанной в ходе проекта.
Итоговым мероприятием стал показ для детей детского сада логоритмической сказки «Теремок».
Работа по этапам проекта
Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Материально-техническое обеспечение к проекту
19.11.18 -30.11.18
Диагностика общей и тонкой моторики у детей старшей и подготовительной логопедических групп с использованием логоритмических упражнений.
Анализ состояния общей и тонкой моторики у детей.
Консультация с воспитателями и специалистами (музыкальные руководители, инструктор по физо) «Значение логоритмики в развитии детей с ОНР»
Познакомить с планированием проекта воспитателей, специалистов.
Обзор литературы по теме «Логоритмика».
Консультация с родителями «Что такое логоритмика»
Выставка литературы.
Приобретение методической литературы
Т. Данилевич «Логопедические распевки»
01.12.18 -04.03.19
Проведение логоритмических упражнений на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях и в режимных моментах.
Индивидуальная работа по биоэнергопластике.
Использование электронных пособий для развития общей и тонкой моторики.
Разучивание логоритмической сказки
Мастер-класс для воспитателей «Логоритмические упражнения в коррекции ОНР».
Консультация с воспитателями «Речедвигательные техники в обучении грамоте»
Интеграция логоритмики в повседневную образовательную деятельность и режимные моменты учителями-логопедами, воспитателями и узкими специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по физо).
Включение логоритмики в ежедневное планирование всеми участниками проекта.
Показ открытого занятия на ГМО учителей-логопедов с использованием речедвигательных техник.
Мастер-класс для учителей-логопедов города «Расскажи стихи руками».
Выступление на родительском собрании. Тема: «Использование логоритмики в коррекционном процессе»
Памятка для родителей «Логоритмические упражнения дома».
Изготовление дидактических пособий для развития речевого дыхания.
Составление картотеки логоритмических игр и упражнений.
Приобретение игровых пособий для логоритмических упражнений.
Подборка электронных пособий (автор Е. Железнова)
05.03.19 -18.03.19
Показ детьми музыкально-логоритмической сказки для старших групп детского сада.
Итоговая диагностика
общей и мелкой моторики детей логопедических групп.
Оценка результативности реализации проекта
В проекте участвовало 29 детей старшей и подготовительной логопедических групп. На начало проекта средний уровень показали всего 10 человек.
В результате проведенной коррекционной работы показатели диагностики изменились. Если на начало проекта 70% составили дети с низким уровнем, 30% - со средним уровнем, то на конец проекта 60% детей вышли на средний уровень и 40% - на высокий уровень.
Итоги проекта:В результате реализации данного проекта у детей улучшилось речевое дыхание, состояние звукопроизношения, общей и мелкой моторики.
Дети научились выполнять движения под музыку, сопровождая их словами, улучшилась пластичность, выразительность, ритмичность движений, повысился интерес к занятиям. Благодаря совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, дети стали более раскрепощенными, эмоциональными. Таким образом, тесная связь слова, движения и музыки компенсирует речевые и когнитивные функции у детей.