Елена Маркусова
Сценарий открытого музыкального занятия «Музыкальная радуга» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Сценарий открытого музыкального занятия
для детей старшего возраста.
Автор: Маркусова Е. Э. музыкальный руководитель I кв. категории, МДОБУ № 15 «Дружба», г. Новокубанск, Краснодарский край.
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Сценарий открытого музыкального занятия „Музыкальная радуга“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2019
Обучающие: Обогащать музыкальную культуру детей, на основе знакомства с классической и современной музыкой и расширять музыкальные впечатления.
Развивающие: Развивать музыкальный вкус, детскую творческую инициативу и побуждение к активным самостоятельным действиям.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на занятиях, уважительное отношение к партнеру и умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
- мотивация педагогического процесса;
- постановка «проблемных ситуаций»;
- сюрпризные моменты;
- применение игровых и здоровьесберегающих технологий;
- художественное слово.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, музыкальные диски, коллекция Музыкальной библиотеки.
Атрибуты: костюм сказочного героя, шкатулка, письмо, конфеты в виде ноток, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, портреты композиторов.
Ход мероприятия:
Зал оформлен изображением нотного стана, скрипичного ключа и цветных ноток. Звучит музыка «Волшебные сны» из кинофильма «Дорога добра». Дети старшей группы, вместе с воспитателем входят в зал и встают полукругом у центральной стены.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы совершить необычное путешествие в Страну Музыки. Но как же мы попадем туда? (ответы детей). Ой, смотрите, я нашла красивую шкатулку, а в ней письмо: (читает) «Здравствуйте, ребята, если вы решили отправиться в Страну Музыки, то вам необходимо позвать в гости героя сказки, а для этого, нужно сказать волшебные слова:
«Музыка веселая зазвучи, гостья музыкальная приходи!»
Дети: (повторяют волшебные слова)
Воспитатель: Ой, мне кажется, к нам уже спешит музыкальная гостья, слышите?
Звучит песня «Мисс Совершенство», в зал входит Мери Поппинс (музыкальный руководитель, одетая в нарядное платье, цветную шляпку, с зонтиком - в руках. Героиня танцует и кружится)
Мери Поппинс:
Здравствуйте, мои друзья!
Я - Мери Поппинс, к вам пришла!
Я вместе с зонтиком летаю,
Здесь рады мне, я точно знаю!
Дети. Здравствуйте!
Мери: Надеюсь, вы меня узнали? (ответы детей). Когда дует северный ветер, я часто пролетаю мимо вашего сада и слышу, как вы любите заниматься музыкой. Теперь я хочу познакомиться с вами поближе. (замечает фортепиано) Как чудесно, что здесь есть мой любимый инструмент (подходит к фортепиано). Ребята, а вы знаете, как он называется? (ответы детей). Правильно, угадали, давайте знакомиться, я сыграю вам на фортепиано, а вы мне споете песенку-приветствие, согласны?
Исполняется музыкальная распевка «Здравствуйте».
Мери: А еще я хочу научить вас, здороваться с гостями по-особенному, с помощью «Звучащих жестов». Это способ придумал Карл Орф – мой учитель музыки. Он всегда говорил, что наше тело – это тоже музыкальный инструмент. Ведь мы умеем петь, хлопать, топать, шептать – то есть издаем разные звуки. Я придумала для вас вот такую интересную игру. Сейчас мы станем исследователями, то есть будем, как ученые искать «звуки своего тела». Для этого нужно встать в круг и выполнять предложенные движения.
Проводится авторская игра-исследование «Звуки нашего тела»
Все наше тело – тоже инструмент, (выполняем «пружинки»)
Мы на нем играем и не замечаем:
Что наши ладошки - хлопают, как ложки, (хлопаем)
А наш животик – звучит как барабан, (хлопаем по животу)
Наши губки – бренчат, как звоночки, («бренчим» пальчиком по губам)
А коленки – словно молоточки. (хлопаем по коленкам)
По щечкам ударяем, на барабанчиках играем, (хлопаем по щекам)
Наши ноги зашагали, (топаем ногами)
Музыкантами мы стали! (кланяемся)
Мери: Молодцы, ребята, я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла для вас Музыкальный зонтик – радугу (показывает).Да, да, не удивляйтесь, у этого зонтика есть волшебное свойство, если его покрутить и сказать волшебные слова, то он перенесет нас в Страну Музыки:
«Зонтик-радуга, кружись, путешествие начнись!»
Дети (повторяют волшебные слова, встают и кружатся, изображая зонтик, руками у себя над головой)
Мери крутит настоящий зонтик и останавливает его на красном цвете.
Мери: Ребята, на каком цвете остановился зонтик? (Ответы детей). Правильно, на красном, а сколько цветов у радуги? (Ответы детей).
Верно, семь цветов. А сколько нот вы знаете? (Ответы детей).
И это правильный ответ: цветов у радуги семь и нот тоже семь.
Вот мы уже в Стране Музыки и я предлагаю вам, отправиться на прогулку по музыкальной радуге из ноток. Согласны? (Ответы детей).
Мери обращает внимание детей на нотный стан и разноцветные нотки, изображенные на центральной стене.
Мери: Красную нотку «ДО» я снимаю, первое задание для вас узнаю: (снимает красную ноту, на обратной стороне читает задание). Нота «ДО» нам предлагает послушать музыкальные пьесы и угадать их жанры.
Проводится дидактическая игра «Музыкальный светофор»
(Мери раздает детям кружки: красного, желтого и зеленого цветов. Дети прослушивают разнохарактерные произведения, угадывают их название, настроение, темп и динамику. Затем, дошкольники поднимают соответствующие жанрам кружки: красный - колыбельная, желтый - танец, зеленый – марш).
Мери: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием красной нотки. Отправляемся дальше и крутим наш зонтик.
(Мери крутит зонт, дети повторяют волшебные слова, изображая зонтики)
Мери: Следующий цвет радуги и нотки – оранжевый. Посмотрим, какое задание спряталось за нотой «РЕ» (снимает ноту, читает на обратной стороне). Эта нота спрашивает, сможете ли вы угадать музыкантов, которые потеряли свои музыкальные инструменты, давайте поиграем и узнаем вместе.
Дидактическая игра «Инструменты и музыканты»
(Дети делятся на две группы по 6 человек).
Мери раскладывает карточки, с изображением музыкантов (без музыкальных инструментов). Под веселую музыку, дети из первой группы, бегут вокруг карточек, как только музыка останавливается, берут карточку и поднимают ее перед собой.
Вторая группа детей выполняет аналогичное задание, но с карточками, где изображены музыкальные инструменты.
На третий отрывок музыки, все дети гуляют по залу, как только музыка заканчивается, дети встают парами, подбирая своему музыканту нужный инструмент.
Далее пары рассказывают, как называется их музыкальная профессия.
Мери: Вот так молодцы, какие дружные у нас музыканты! Продолжаем наше путешествие.
(Мери крутит зонтик, дети снова повторяют волшебные слова)
Мери: Самый радостный цвет у радуги – желтый и яркая нотка желтого цвета – это «МИ».
Желтую нотку с радуги снимаем, что же там внутри узнаем! (читает)
Нота «МИ», предлагает нам интересную игру: изобразить и угадать, какую пальчиковую гимнастику вы научились выполнять на музыкальных занятиях. Давайте проверим? (ответы детей)
Проводится мимическая игра «Веселая «Угадай-ка»
(Дети, по желанию выбирают ведущего, он выходит в центр и показывает остальным ребятам этюды из «пальчиковой гимнастики», (с помощью мимики и жестов - без словесного сопровождения). Остальные дети и зрители угадывают этюды: («Дружат в нашей группе», «Солнышко встало», «Моя семья» и др.)
Мери: Какие у нас творческие ребята, как точно они смогли без слов передать текст упражнений, просто молодцы! Зонтик я опять кручу, путешествовать хочу.
(Мери крутит зонт, дети повторяют слова, изображая зонтик)
Мери: Следующий цвет радуги и нотки «ФА» – зеленый. Посмотрим, какое задание спряталось за нотой «ФА» (читает задание): Эта нота предлагает нам с вами спеть знакомую песенку «Наша мама - солнышко» и простучать ее ритм на музыкальных инструментах.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Сыграй ритм песенки»
Мери: И с этим трудным заданием вы справились успешно. Снова зонтик закружись, задание появись!
(Мери крутит зонтик, дети снова повторяют волшебные слова)
Мери: А вот и мой любимый цвет радуги – голубой и следующая нотка: «СОЛЬ». Голубую нотку с радуги снимаем, что же там внутри вместе мы узнаем! (читает) Нота «СОЛЬ», предлагает нам еще одну интересную игру: изобразить ритмические формулы, с помощью цветных картинок.
Творческое задание «Ритмические формулы»
(Мери предлагает детям прослушать разные ритмические рисунки, в исполнении фортепиано. Задача детей: повторить ритм, прохлопать его и выложить на мольберте «ритмические формулы», с помощью цветных фигурок (цветов, жучков, листиков и тучек)
Мери: Молодцы, ребята, а на нашем зонтике осталось всего несколько цветов. Продолжаем крутить волшебный зонтик? (ответы детей)
(Мери крутит зонт, дети повторяют волшебные слова)
Мери: Следующий цвет радуги и нотки «ЛЯ» – синий. Посмотрим, какое задание спряталось за нотой «ЛЯ» (читает задание). Эта нота предлагает нам с вами сыграть в новую игру.
Игра на развитие логики и памяти «Музыкальные пазлы»
Мери предлагает детям собрать детали «мягких пазлов» с изображением музыкальных инструментов. Когда пазлы собраны, дети называют музыкальный инструмент. Затем, дошкольники рассказывают, к какой группе он относится (к ударным, струнным, клавишным, шумовым).
Мери: Последний цвет на нашем зонтике, скрывает сюрприз! Давайте, узнаем какой и покрутим его? Ребята, вы согласны? (ответы детей)
(Мери крутит зонт, дети повторяют волшебные слова)
Мери: Следующий цвет радуги и нотки «СИ» – фиолетовый. Посмотрим, какое задание спряталось за последней нотой «СИ» (читает задание): Эта нота приготовила нам с вами сюрприз. За то, что вы сегодня были добрыми, искренними и дружными, я приготовила вам подарок!
Я зонтик – радугу кручу
И сюрпризы вам вручу.
(Мери переворачивает зонтик и находит там спрятанную заранее шкатулку с конфетами)
Мери: На память я вручаю вам вот такие сладкие нотки.
Всегда любите и с удовольствием слушайте музыку и пойте песни.
Вручение угощения «Сладкие нотки»
(Героиня вручает детям конфеты, оформленные в виде цветных нот)
Мери: Ну, вот, друзья и подошло к концу наше путешествие, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы показали хорошие знания и проявили свои музыкальные способности, молодцы!
Проводится «Рефлексия»
Мери: Ребята, а в конце нашего путешествия по Музыкальной радуге, давайте вспомним, что вам особенно запомнилось? (ответы детей)
Что нового вы узнали? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Какие впечатления остались у вас? (ответы детей)
А завершаем мы наше путешествие с помощью «звучащих жестов»
Если вам было интересно, похлопайте.
Если вам было весело, потопайте.
Если вы хотите встретиться снова, крикните «Ура!»
Спасибо нашим участникам и дорогим зрителям, а мне пора улетать к другим детям, ветер переменился, до свидания, друзья!
Дети прощаются с героиней сказки.
Под музыку песни «Скоро ветер переменится», Мери Поппинс прощается с детьми, забирает волшебный зонтик и уходит.
Воспитатель: Дорогие ребята и уважаемые гости, наше музыкальное путешествие подошло к концу, надеемся, что вам было с нами интересно и весело. До свидания, до новых встреч!
Дети прощаются и под музыку песни «Дорога Добра» выходят из зала.