Наталья Постаногова
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Предлоги. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.
Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.
Р. И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется мной в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.
Обследование велось в двух направлениях.
Выявление понимания значения предлогов.
Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.
Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент - дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работе придерживаюсь следующих этапов:
Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
Дифференциация предлогов в устной речи детей.
Формирование звуковых грамматических обобщений.
Осознание словесного состава предложения.
В работе над предлогами формирую у детей :
представления о смысловой значимости предлогов;
навык правильного употребления предлогов;
представления о предлоге как отдельном слове.
В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей :
пространственные представления;
умение определять расположение предмета (его изображения,
умение определять расположение предмета относительно другого;
умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;
использование графических схем и графического изображения предлогов.
В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.
При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.
При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой).
Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.
Настенное панно
Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.
Игра «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.
Оборудование: зеркальце.
Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке,
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем его искать.
Логопед говорит детям : «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»
Игра «Зверята»
Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.
Оборудование:
Карточки – схемы предлогов
Играли долго малыши. Никто и не заметил, Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.
Огляделись малыши – страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.
Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?
Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!
Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.
Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.
К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»
Игра «Весёлый поезд»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.
Оборудование : макет поезда; вагончики над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.
Детям предлагается распределить картинки в соответствии со схемой предлога.
В 1-й вагончик - картинки с предлогом в;
Во 2-й вагончик- картинки с предлогом на;
В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;
В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.

Игра «забавные круги»

Игра «Найди нужный предлог»
Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами. Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.
Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.

Игра «Зашифруй предложение»
Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения с предлогом.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.
Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .

Игра «Угадай, что изменилось?»
Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.
Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,
Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.
Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.

Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.
Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.
Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки - киндеры др.);

Литература
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.
2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.
3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999
4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. - М., 1992.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь : формирование лексико-грамматических представлений. - СПб, 1999.
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М., 1989.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000.