Надежда Мухина
Музыкальная сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста «Представление в музыкальном театре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной сюжетно-ролевой игры
с детьми старшего дошкольного возраста
«Представление в музыкальном театре» 2019г.
Составила и провела музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Мухина Надежда Викторовна
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности при проведении музыкальной сюжетно – ролевой игры.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыкальное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные:
Формировать умение творчески развивать сюжет игры на основе полученных знаний.
Обогащать и закреплять знания о музыкальных инструментах у детей.
Развивающие:
Развивать умение распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, с применением метода косвенного руководства
Создавать условия для развития воображения, фантазии, способности передавать настроение.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и интерес детей к профессиям взрослых, работающих в музыкальном театре.
Формировать у детей творческие способности в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности.
Предварительная работа : разучивание русской народной песни в обработке М. Иорданского «Где был Иванушка?», знакомство с музыкальными инструментами (маракасы, трещотка, копытце, колокол, изучение мнемотаблиц.
Ход игры: Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале, дети встают в круг.
М. р. : Здравствуйте, ребята. Я пригласила сегодня вас, чтобы поиграть. Хотите? А играть мы будем в театр. Но так как мы в музыкальном зале, театр наш будет не простой, а музыкальный. Вы сегодня станете артистами и музыкантами, и мы сможем подготовить небольшое музыкальное представление. А поможет нам песня, которую мы разучили «Где был, Иванушка?» К то из вас знает, как называется самый главный человек в театр? Правильно, режиссер. Он распределяет роли между артистами и отвечает за итог представления. В нашем музыкальном театре режиссеру придется выбрать не только актеров, но и помощников с другими профессиями, а так же музыкантов. Это очень ответственно, поэтому сегодня режиссером попробую быть я. (надевает бейджик)
М. Р. : нам нужно выбрать артистов, которые будут исполнять роли. Выбирать мы станем все вместе, однако, я возьму на себя роль режиссера – постановщика. Это очень ответственная и важная в театре профессия и без определенных знаний наш спектакль не удастся. Напомните, кто главный герой нашей музыкальной истории? И какие еще персонажи присутствуют?
Дети отвечают (Иванушка, курочка, уточка, барашек, коровушка)
М. р. : Иванушка – главный персонаж. Так как он мужского пола, выбирать мы будем из мальчиков, а помогут мне девочки. Попрошу мальчиков сделать шаг в круг, так сказать «выйти на сцену», и девочек шагнуть назад в «зрительный зал». Роль Иванушки главная, потому что у него есть хоть и небольшая, но сольная песенная партия. Это значит, он должен спеть лучше всех. Задание для мальчиков такое: сейчас по-очереди они пропоют свое имя с ласковым наклонением, как в песне…не Иван, а Иванушка. Понятно задание? Не Захар, а Захарушка; не Артем, а Артемушка и т. д. Девочки, слушайте внимательно, а потом мы решим, кто сегодня возьмет на себя эту роль.
Мальчики пропевают свое имя, обсуждение с девочками, выбирается Иванушка.
М. р. :А вот курочка – персонаж женский, поэтому мы с мальчиками станем выбирать актрису из девочек. Я прошу в круг выйти девочек, а мальчиков отойти назад. Сейчас под музыку девочки пойдут по кругу, изображая походку курочки (маленькие шажки, «крылышки» и т. д.) и мы оценим ту, которая целиком вошла в образ.
Под мелодию песни «Вышла курочка гулять», девочки идут по кругу, имитируя курочку, мальчики обсуждают и делают выбор.
М. р. : По такому же принципу мы выберем уточку. Девочки повернутся в обратную сторону и под музыку изобразят нам походку уточки.
Звучит «Танец утят», девочки имитируют походку (шаги с пяточки, покачивания и т. д., выбирается уточка.
М. р: Что наши мальчики давно не двигались. Давайте продолжим кастинг – это выбор актеров. Барашком в спектакле будет тот мальчик, который выполнит сегодня самые легкие поскоки. Девочки, давайте полюбуемся на них.
Мальчики выходят вперед, девочки отходят назад и оценивают выполнения поскоков, определяют, кто будет барашком под звучание «Финской польки»
М. р. : Осталось выбрать саму артистичную коровушку и артисты у нас есть.
Коровушка выбирается по ранее предложенному принципу. Музыка – р. н. потешка «Уж, как я свою коровушку люблю»
М. р. : В каждом театре есть костюмер, человек, который отвечает за костюмы. Сегодня мы выберем считалкой, кто же будет костюмером.
Считается считалка, выбирается костюмер, который раздает детям – актерам маски.
М. р. : Актеры готовы. А так как наше представление музыкальное, остальные ребята будут музыкантами. Попрошу ответить на вопрос: что за музыкальный инструмент перед вами?
Показывает маракасы, кто отвечает первым – получает инструмент. По такому же принципу выбираются те, кто будет играть на трещетке, копытце и колокольчике.
М. р. : Сейчас мы вспомним как звучат эти инструменты и подберем кого из персонажей песни они смогут озвучить.
Звучат маракасы – «Курочка по сенечкам зернышки клюет». Трещетка – «Уточка…», копытце – «Барашек…», колокольчик – «Коровушка…»
М. р. : Остальным музыкантам достанутся ложки. Дети берут по две деревянных ложки. Прошу всех музыкантов встать в ряд, а артистов друг за другом по тексту песни, я объясню кто, когда и какие действия выполняет.
Правила: 1. Все дети поют: «Где был, Иванушка?» Поет один «Иванушка» : «На ярмарке»
Все дети: «Что купил, Иванушка?» Один «Иванушка» : «Курочку…и т. д.»
2. На строчку «Курочка….» ребенок в маске курочки, имитируя походку и движения курочки, обходит «Иванушку» Спереди и встает на свое место (за ним, Музыканты играют – маракасы и ложкари (4 раза, поднимая руки вверх, 4 раза, опуская вниз)
3. На слова «Иванушка в горенке песенки поет» - музыканты разводят руки в стороны, наклоняются, указывая на «Иванушку», «Иванушка» любуется собой, выставив ногу не пятку и покачивая носком.
В последующих куплетах аналогичные движения повторяются, добавляются лишь персонажи, меняются музыкальные инструменты и правила игры на ложках.
М. р. : А чтобы вы не запутались, перед вами будут находится своего рода ноты, т. е. мнемотаблицы, на которых изображена следующая информация: какой персонаж выступает, какой инструмент играет и какой ритм отбивают ложкари.
М. р. : Настало время провести репетицию, она будет единственная и генеральная.
Садится за пианино и вместе с детьми повторяют песню с действиями персонажей и игрой инструментов по фразам.
М. р. : Нам пора начать наше представление, всем на удивление. (можно пригласить зрителей) Я сейчас возьму на себя новую роль в нашем музыкальном театре – роль дирижера. Это будет небольшой помощью вам, так как я смогу напомнить помнемотаблицекакой актер выступает в данный момент, какой инструмент звучит и какие действия выполняют ложкари.
Песня – инсценировка «Где был, Иванушка?» исполняется под аудиозапись
М. р. : Сегодня состоялась премьера музыкального спектакля и закончится представление должно конечно аплодисментами благодарных зрителей. (Присутствующие аплодируют)
Ребята, вам понравилось играть в театр? А что понравилось больше всего? Людей каких профессий можно встретить в музыкальном театре? Какие из них наиболее интересны? Почему? Я надеюсь те знания, который вы получили сегодня вы запомните навсегда. А мы не раз еще встретимся в нашем музыкальном театре.