Боброва Анастасия
Проект «Мой родной город — Лысково!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мой родной город – Лысково!»
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
В данном проекте речь пойдет о значении истории родного города и его влияние на воспитание дошкольников в области познания окружающего мира. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Публикация «Проект „Мой родной город — Лысково!“» размещена в разделах
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.
Не все из родителей имеют достаточно знаний о своем городе, в котором они практически все родились. Они практически не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, его достопримечательностях и природно-климатическим особенностям, вернее закономерностям по экологической обстановке в регионе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются добрые чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
Концептуальные основы проекта :
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Лысково в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта :
- создание условий для развития и воспитания дошкольника с использованием регионального компонента;
- приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;
- становление правильных убеждений дошкольника относительно объектов в окружающем его мире;
- знакомство с природой родного края и с экологической обстановкой в регионе котором живет ребенок.
Задачи проекта :
- вызвать интерес к познанию истории родного города;
- уточнить имеющиеся знания детей о жизни в городе;
- пробудить уважение и интерес к труду;
- приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам;
- развивать бережное отношение к природе родного города, его достопримечательностям, культурным ценностям;
- воспитание толерантности.
Прогнозируемый результат.
Сформировать у детей представления о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города, знание названий улиц и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей. Объяснить детям важность бережного отношения к природе и экологии родного города и природы в целом.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Изучение методической литературы.
2. Составление перспективного плана.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор игр и оборудования.
5. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
6. Анкетирование родителей о родном городе, его истории, достопримечательностях.
7. Диагностирование с целью выявления уровня сформированности представлений об окружающем мире и культурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» г. Лысково Нижегородской области.
II этап – основной, включает в себя:
1. Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;
2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;
3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;
4. Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родного города.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом.
Историческое:
- исторические данные;
- папка-передвижка «Изучаем край родной» для родителей;
- рисование, аппликация и ручной труд на тему: «Ветка черемухи».
- экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родного города.
Достопримечательное:
- Скульптурные и архитектурные здания, церкви и памятники.
- Памятник славы «Павшим воинам», памятник «Вечный огонь».
- Экскурсия в краеведческий музей.
Встреча с людьми героической профессии - огнеборцы, посещение отряда МЧС РОССИИ.
Спортивное:
- Беседы о спорте и спортсменах: «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!», «Мы гордимся нашими спортсменами».
- Экскурсия в спортивный зал школы и на физкультурно-оздоровительную площадку.
- Участие в спортивном празднике «Игры доброй воли».
- Выставка детского рисунка «Мы любим спорт».
Современное:
- Экскурсия по городу (обзор социально-значимых, культурно-бытовых мест).
- Рассматривание карт района и города.
- Экологическая игра-путешествие «Мой край родной».
- Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?».
- Презентация «Лысково – наш отчий дом».
- Рассматривание альбома «Лысково теперь и прежде».
- Конструирование «Дома на моей улице».
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Многонациональное:
- Беседа «Мы в городке своем родном очень весело живем».
- Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.», «Небо, солнце и земля - это Родина моя».
- «Родина-какое слово дорогое!»
- Православные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха».
- Изготовление праздничных открыток.
- Народные игры и гуляния.
Знаменитые люди города :
- Беседа о важности труда всех людей.
- Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
- Встречи со знаменитыми людьми города и ветеранами.
- Консультация для родителей «Воспитание дошкольников».
III этап итоговый:
- Оформление альбома «Милее места на свете нет».
- Презентация проекта.
- Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
Достигнутые результаты.
В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что все жители города Лыскова должны знать историю своего города, чтобы беречь и преумножать богатства своего края. Перед нами встала проблема – как донести полученную в ходе теоретического и практического исследования информацию. Мы составили презентацию «Мой родной город – Лысково!» и подготовили вертуальную экскурсию по городу.
Положительным результатом нашей работы стало то, что дошкольники хорошо усвоили полученную информацию, у многих детей вызвали интерес к истории родного города, ребята стали узнавать памятники архитектуры и правильно их называть. И хотя мы еще дети, мы научимся быть такими, как наши предки. Мы будем хорошими гражданами своей страны, любящими свою Родину.
Закончу свою работу понравившимися словами: - «Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? – Отвечал он пролетая: - Лучше нет родного края!» (Платон Воронко).
Рисунок № 1. - Общий вид Лыскова с улицы Урицкого. Среди малоэтажной застройки, живописно раскинувшейся в долине рек Большой и Малой Медянок, доминирует Спасо-Преображенский собор, возвышающийся на Красной горке
Рисунок № 2. - Вид на Оленью гору со стороны Лыскова. На плоской вершине горы с XIV по XVII вв. высилась деревоземляная крепость – один из форпостов на восточных рубежах русского государства
Рисунок № 3. - Знаменитый Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, у стен которого в течение более чем 200 лет проводилась крупнейшая в России ежегодная ярмарка, расположен на левом берегу Волги напротив Лыскова
Рисунок № 4. - Главный дом усадьбы князей Грузинских, середина XIX в. (пер. Кадушина, 5). Комплекс усадьбы, расположенный рядом с ансамблем Вознесенской церкви, является частью общего градостроительного замысла. В архитектуре главного дома усадьбы прослеживается влияние классицизма. Это объект культурного наследия регионального значения.
Рисунок № 5. - Вознесенская церковь, 1814-1838 гг. (вид с ул. Горького). Центральная постройка уникального для Нижегородской области ансамбля эпохи классицизма. На заднем плане справа – Георгиевская церковь, слева – здание духовного училища. Ансамбль является объектом культурного наследия федерального значения
Рисунок № 6. - Духовное училище, 1814-1838 гг. (ул. Революции, 11). Один из четырех «г»-образных в плане увенчанных башенками корпусов, окружающих Вознесенскую церковь. В настоящее время состояние этого памятника, увы, оставляет желать лучшего…
Рисунок № 7. - Спасо-Преображенский собор, 1711 г. (ул. Большая Советская). Памятник архитектуры эпохи петровского барокко, отличается стройностью пропорций и цельностью облика. Объект культурного наследия федерального значения. В XIX в. рядом с собором была построена высокая колокольня в духе классицизма (разобрана в ХХ в.)
Рисунок № 8. - Улица Революции. В XIX в. являлась частью Базарной площади. Одна сторона этой улицы сформирована зданиями ансамбля Вознесенской церкви, вторая, показанная на снимке – мелкомасштабной усадебной застройкой, носящей подчиненный характер.
Рисунок № 9. - Улица Ленина (бывшая Вознесенская-Садовая). Центральная ось регулярной планировки в восточной части Лыскова, эта улица имела значительную ширину и была ориентирована на Вознесенскую церковь, Волгу и Макарьевский монастырь. В настоящее время здесь сохранилась застройка второй половины XIX – начала ХХ вв., включающая помимо жилых домов многочисленные торговые лавки
Рисунок № 10. - Дом купца Е. Л. Кудрявцева, конец XIX в. (ул. Горького, 12). Яркий образец эклектики с элементами русского стиля (наличники окон верхнего этажа с килевидным завершением). Объект культурного наследия регионального значения
Рисунок № 11. - Усадьба, конец XIX в. (ул. Горького, 21, 23). Характерная для Лыскова усадьба с торговой лавкой, вынесенной на красную линию улицы. Объект культурного наследия регионального значения. Привлекает высокое качество лицевой кирпичной кладки (в Лысково имелись заводы для производства кирпича на основе местных глин)
Рисунок № 12. - Пивоваренный завод наследников А. Ф. Ермолаева (ул. Мичурина, 25). Объект культурного наследия регионального значения.
Солодорастительный корпус, 1906 г. Самое крупное на тот период в Лыскове четырехэтажное производственное здание выдержано в духе «историзирующего» модерна)
Рисунок №13 - Пивоваренный завод наследников А. Ф. Ермолаева (ул. Мичурина, 25). Солодорастительный корпус, 1906 г. Фрагмент. Асимметричный объем с высокой вентиляционной трубой стал новой высотной доминантой в силуэте Лыскова.