Наталья Чиркун
Проект «Мой родной город» (средний дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Мой любимый город»
Тип проекта : среднесрочный, групповой, информационный практико-ориентированный
Возраст детей : средняя группа
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Мой родной город“ (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Понятие «Родина» для ребенка-дошкольника – это и родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и улицы родного города, и родная природа.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Как посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края?
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к малой Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к малой Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Работая с детьми дошкольного возраста, выяснили, что дети обладают недостаточной информацией о Борисовщине. Родители воспитанников не уделяют достаточного внимания данной проблеме, считая ее не актуальной. Также большинство из них вообще не обращаются к белорусской народной культуре, не разговаривают на белорусском языке, не читают своим детям произведений белорусских поэтов и писателей.
Мы считаем, что без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением и толерантностью относящегося к другим народам. Малая Родина даёт человеку гораздо больше, чем он даже в состоянии осознать.
Наша Борисовщина. Она крепка памятью поколений, знанием истории рода, города, края. И сегодня мы, каждый из нас, должны помнить о тех, кто имел смелость следовать своему сердцу и интуиции, кто ставил невыполнимые задачи и решал их, кто писал историю.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Борисовщине. Наши воспитанники должны получить самые полные, достоверные и эмоционально окрашенные знания о родном городе, районе.
Именно поэтому был разработан проект «Мой любимый город», который дает возможность систематизировать накопленный материал, выработать определенную структуру в работе по краеведению, выделить приоритетные направления, найти и внедрить интересные и эффективные методы и приемы для активизации работы педагогов, детей и родителей.
Цель: Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
1. Формировать представления о Борисове: главных улицах города, объектах социального назначения ближайшего окружения, основных достопримечательностях, местах отдыха, природном окружении.
2. Развивать познавательную активность, речь, творческие способности.
3. Воспитывать у детей патриотические чувства
Прогнозируемый результат.
Дети: обогащенны и систематизированы представление детей о городе Борисов. Дети имеют представления о своей улице, главных улицах города, могут рассказать об основных достопримечательностях, объектах культурного и социального назначения ближайшего окружения. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. У детей сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Родители: активное включение семей воспитанников в образовательный процесс. Обогащены знания о Борисовщине. Сформирована активная позиция по благоустройству города.
Педагоги: повышена компетентность педагогов в вопросах Борисововедения;
апробирован на практике комплекс педагогических средств по формированию у детей целостных представлений о малой родине; активизирована работа с родителями и социумом по расширению представлений у детей знаний по теме проекта; разработано методическое и дидактическое сопровождение по ознакомлению с Борисовом.
Методы и приемы проекта :
• Беседы
• Специально организованная деятельность
• Наблюдения.
• Моделирование.
• Игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
• Познавательно практическая, трудовая деятельность
• Развивающие упражнения.
• Чтение художественной литературы.
• Рассматривание фотографий, иллюстраций.
• Просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций.
• Вопросы поискового характера, решение проблемных вопросов.
• Выполнение творческих заданий, создание коллажей, макетов.
• Сюрпризные моменты.
• Рассказы детей.
• Речевое творчество.
• Индивидуальные исследовательские задания.
• Оформление выставок, альбомов, презентаций
• Экскурсии
• Целевые прогулки
• Досуги и развлечения
• Викторины
• Творческие микрогруппы
• Посещение музеев
• Организация фотостенда
• Анкетирование
• Консультации
• Совместные мероприятия
• Презентации
Сроки реализации проекта :
Обеспечение проектной деятельности
А) Нормативное правовое обеспечение:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2012.
-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 29 декабря 2012 г. № 146 Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования.
-Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.02.2016 № 9
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2016/2017 учебному году от 15.06.2016г.
Б) Научно-методическое обеспечение:
Александровіч, Р. А. Зямля з блакітнымі вачыма: дапам. Для педагогаў дашкольных устаноў / Р. А. Александровіч (і інш.).- Мі нск: Беларусь, 2001
Барысаў : Фотаальбом, Мн. ,1978.
Борисов. Фотоальбом. – Мн. : Беларусь, 2008.
Борисов, И. С. «Сатурн» на ладони: о разведке и разведчиках. МН., 1994.
Белоус, А. Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009. Букчин,С. Клад Наполеона. – Мн. ,2005.
Гілевіч, Ж. В., Малейн, В. А. Барысаўскі краязнаў чы музей: Даведнік. Мн. ,1991.
Гилевич, Ж. В. Березина. Борисов 1812 год. Минск, ООО «Майнио», 2004.
Дзевяць стагоддзяў Барысава. Гілевіч, Ж. В., Штыхаў, Г. В., Насевіч, В. Л., Белая,Л. Ф., Мінск, “Белта”, 2002 .
Дмитриева, Н. Соболь, Л. Звёзды надежды. М, 1994.
Дубініна, Д. М. Культура Беларусі ў казках і паданнях: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, Д. У. Дубінін. – Мі нск: Зорны верасень, 2008.
Дубініна, Д. М. Родная прырода ў вуснай народнай творчасці : дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Дубініна, А. А. Страха, Д. У. Дубінін. – Мі нск: Нац. ін-т адукацыі, 2012.
Дубініна, Д. М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапам. для педагогаўустаноўдашк. адукацыі : у 2 ч / Д. М. Дубініна. – Мазыр: Белы Вецер, 2008. – Ч. 1.
Жучкевич, В. А. Краткий топонимический словарь Белоруссии. Мн., 1974.
Железовский, А. П. Озеро Палик помнит. МН., 1976.
Мазинг, Г. Ю., Ерусалимчик, Л. Ф, Березина, год 1812-й. Мн., 1994.
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников : Из опыта работы учреждений дошкольного образования Минской области / Минск: Минский государственный областной ИПК, 2007.
Пашкевич, В. Г. Над рекой Березой. Мн. ,1974.
Петрикевич, А. А. Метод проектов в образовании дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. А. Петрикевич. – Мозырь: Белый Ветер, 2008.
Памяць. Барысаў. Барысаўскі раён. Мн., 1997.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду: Программно-методическое обеспечение семинара для педагогов дошкольных учреждений Минской области. - Мн. : МГОиПК, 2006.-32с.
В: Материально-техническое обеспечение:
материально – техническая база учреждений дошкольного образования.
дидактические игры, фотоальбомы, буклеты, книги, открытки о Борисове, военном городке Печи.
Компьютер, мультимедийная техника.
Художественные произведения о родном крае
Видеоматериалы, презентации на тему «Город, в котором мы живем»,
- информационно-просветительские ресурсы: книги, альбомы, плакаты, интернет ресурсы:
insystem-az. com
diplomba. ru
doshcolonok. ru
a2b2. ru
www/moi- detsad. ru
nsportal. ru
www. maam. Ru
Этапы реализации проекта :
Сроки реализации Содержание деятельности
Подготовительный этап
Задачи:
1. Выявить какие имеются представления о Борисовщине у участников проекта
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели
3. Подготовить материально-техническую базу для реализации проекта
4. Составить перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родным городом
Педагоги
-Изучение литературы, периодических изданий, работа
с интернет-ресурсами по расширению знаний
о Борисовщине;
- Подбор методов и приемов работы с воспитанниками
по ознакомлению с родным городом;
составление перспективного плана работы с детьми
-Анализ проблемы: что уже есть, что необходимо сделать;
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных
с реализацией проекта;
-Подбор и изготовление дидактических пособий, дидактических и сюжетно-ролевых игр. Создание медиатеки по данной тематике. Моделирование предметно-развивающей среды в группе на основе краеведческих принципов построения.
-Разработка тематических заданий.
Дети
-Беседы «Улица, где я живу», «Улицы города», «Что мне нравится в нашем городе».
-Дидактическая игра «Узнай, что это».
-Совместная разработка плана с помощью использования модели 3-х вопросов:
«Что мы знаем о родном городе?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это можем сделать».
-Рассматривание фотоальбома «Наши достопримечательности»,
«Природа родного края».
Родители
-Анкетирование «Растим патриота».
-Викторина для родителей «Знаете ли вы свой город?».
-Участие в оснащении предметно-развивающей среды.
2. Основной этап
Задачи: 1. Продолжать обогащать представления детей о Борисове: главных улицах города, объектах социального назначения ближайшего окружения, основных достопримечательностях, местах отдыха, природном окружении через различные виды деятельности посредством использования эффективных методов и приемов.
2. Познакомить детей с традициями и обычаями, трудом и бытом горожан.
3. Воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться своим городом.
Педагоги:
-Анализ и корректировка работы подготовительного этапа
-Организация работы по реализации проект
-Консультация для родителей: «Как знакомить ребенка с городом».
-Консультация для родителей: «История родного города».
-Участие в экологических акциях «Сделаем свой город красивее»
Родители:
Оформление папки «Улицы моего города».
Выставка совместных работ «Мой любимый город»
Поездка с детьми в центральный район города, знакомство с достопримечательностями.
Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Борисове.
Чтение детям художественных произведений о Борисове, беседа о прочитанном.
Поездка с детьми в парк культуры и отдыха им. М. Горького
Прогулки детей с родителями по улицам города.
Создание атласа: «Транспорт нашего города».
Анкетирование родителей.
Совместные рисунки детей и родителей на тему: «Мой любимый город».
Беседы о своей работе и о предприятиях города.
Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Борисове.
Дети:
Блок1. Улица, где я живу
1. Целевая прогулка на ближайшую улицу.
2. Создание фотоальбома «Моя улица».
3. Строительная игра «Дома на нашей улице».
4. Игры-диалоги «Улица, на которой ты живешь», «Мы-строители»
5. Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья».
6. Беседа: «Кто где живёт?»
7. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
8. Развлечение «Моя родная улица»
9. Рисование «Моя улица»
10. Трудовая деятельность: «Уборка участка»
Блок 2. Улицы родного города
1. Рассматривание иллюстраций, альбома,набора открыток с видами города.
2. Занятие «Мой город»
3. Целевая прогулка по проспекту Революции, улице Чапаева.
4. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Улицы нашего города», «Моя улица». Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.
5. Просмотр мультимедийных презентаций «На проспекте Революции», «Узнай здание»
6. Обыгрывание макета «Улица города»
7. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу».
8. Беседа «Чем помочь родному городу?».
9. Экскурсия по городу
Блок 3. Транспорт нашего города
1. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни).
2. Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта.
3. Беседы с детьми о правилах поведения на улице.
4. Оформление альбома «Транспорт нашегогорода» (рисование совместно с родителями).
5. Занятие «Едем в гости к бабушке».
6. Чтение художественной литературы: В. Берестов «Мы едем по городу»
6. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем»
Блок 4. Зеленая одежда города
-Развлечение «Знатоки природы»
-Игры «Угадай растение», «Зоологическая столовая», «Угадай, где я расту», «Экологическая пирамида»,
«Природное сообщество»
-Цикл игр-занятий «Берегите природу»
Блок 5. Достопримечательности города
Занятие «Архитектура города»
Рассматривание фотографии памятников Люсе Чаловской, танку Павла Рака.
Изготовление макета стадиона «Борисов-арена»
Рассматривание фотографий зданий библиотеки, универмага, Дома культуры, стадиона.
Словесные игры «Прогулка по городу», «Доскажи словечко».
Конструирование «Дома на улицах города»
Блок 6. Как отдыхают жители города
1. Прогулка в парк (совместно с родителями).
2. Прогулка на стадион
3. Беседы «Выходной с семьей», «Как мы отдыхаем»
Блок 7. Где работают жители города (профессии ближайшего окружения).
Экскурсии в магазин, почту, парикмахерскую, пожарную часть.
Занятия «Кто работает в детском саду», «Мы идем в магазин», «Путешествие письма», «Всегда на посту (врачи, пожарные, милиция».
Дидактические игры: лото «Профессии», «Что для кого?», «Я начну, а ты закончи»;
Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Больница»;
Беседы «Кто, где работает?», о профессиях врача, парикмахера, продавца, учителя;
Чтение художественной литературы по профессиям;
Рассматривание иллюстраций о людях разных профессий.
Блок 8. Праздники в городе.
1. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии или служит.
2. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций об армии, военной технике.
3. Изготовление праздничных открытокк Дню Защитника Отечества, «8 Марта»
4. Занятия «Славные защитники Родины», «Наши мамы-труженницы»
4. Занятие «Новый год-на порог»
5. Рисование «Праздничная елка на площади города»
6. Беседа «Подготовка города к Новогоднему празднику»
6. Изготовление праздничных открыток ко Дню города.
7. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
8. Занятие по изодеятельности «Праздничный салют»
4. Заключительный этап
Задачи:
1. Обобщить представления о Борисове.
2. Провести изучение, проанализировать результаты проектной деятельности
3. Осуществить дальнейший прогноз и проектирование перспективы деятельности по воспитанию патриотических чувств посредством ознакомления с малой Родиной.
Педагоги:
-Демонстрация опыта участникам единого образовательного пространства
-Организация выставок
-Организация презентации работы
-Обобщение, систематизация, оформление методических разработок
Дети:
Тематическая неделя «Этот город самый лучший»
Праздник «День родного города»
Родители:
-Участие в досугах, развлечениях, акциях
- Участие в оформлении фотовыставок «Природа родного края», «Город глазами детей».
-Интервьюирование «Мои представления о родном городе»