Кузнецова Татьяна
Проект «Мой организм»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Мой организм»
Воспитатель Кузнецова Т. Г.
Проект "Мой организм" в подготовительной группе Старомайнский МДОУ д/с «Солнышко»
Цель: формировать представления о своем организме, потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Формировать представления о строении своего тела, ознакомить детей с внутренним строением человеческого организма.
2. Формировать отношение к собственному здоровью, как к единому целому. Следить за чистотой тела,
3. Формировать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью.
Публикация «Проект „Мой организм“» размещена в разделах
4. Заинтересовать родителей в ведении здорового образа жизни в семье.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, медсестра.
Длительность: сентябрь - январь
Ожидаемый результат:
- у детей сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях.
- умеют различать понятия части тела, орган, вредные и полезные привычки.
- приобретены простейшие представления о том, что необходимо выполнять для сохранении здоровья, потребность к ведению здорового образа жизни.
Образовательные области отражённые в проекте: ОО "Познавательная», ОО «Развитие речи», ООО «Художественно - эстетическое развитие»
ЗАНЯТИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь:
Тема: "Организм. Что это?" ОО П. р. "Мой организм"
Беседа "Что у меня внутри"
Игра "Составь из частей"
Рисование "Человек", экскурсия в меди-цинский кабинет, опытно – исследовательская деятельность измерение роста
Тема: "Значение сердца для всего организма"
1. Рассматривание таблиц.
2. Беседа "Как обращается кровь"
3. Игра "Почувствуй своё сердце"
Октябрь
Тема: "Скелет - ос-нова организма"
1. Рассматривание модели скелета.
2. Беседа "Кости, мышцы и суставы"
3. ООО Х. Э. р лепка «Фигура человека»
Тема: "Как мы видим" Беседа "Роль зрения в жизни человека"
Опыт "Определение реакции зрачков на различное освещение"
Схематическое изображение глаза
д/и «Определи на ощупь»
Ноябрь
Тема: "Зачем человеку слух?"
1. Беседа "Зачем человеку слух?"
2. Д/и «Видим, слышим, ощущаем»
3. Рассказ воспитателя "Развитие слуха у животных и человека"
4. Игра «Опасно – неопасно»
Выставка «Растём здоровыми»
Тема: "Вкус и запах" Беседа "Зачем человеку язык?"
Игра "Узнай по запаху"
ОО Х. э. р "Нарисуй запах"
ОО Р. р «Про нос и язык» Е. Пермяк
Декабрь
Тема: "Наши органы чувств" Беседа "Наши органы чувств"
Игра "Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
д/и «Видим, слышим, ощущаем»
Тема: "Полезный рацион питания. Витамины"
Беседа "Для чего человеку нужна пища?"
Рассматривание схемы "В каких продуктах больше всего витаминов"
Игра "Пищевое лото"
Выставка рисунков «Полезные и вредные продукты»
Январь
Тема: "Нам микробы не страшны, с чис-тотою мы дружны"
Тема: Здоровый об-раз жизни.
1. Рассказ воспитателя "Микробы в нашем организме"
2. Игра "Хорошо-плохо"
3. Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов
ОО Х. Э. р. «Друзья и враги здоровья
1 «Влияние окружающей среды на здоровье человека
2 ОО Р. р. С. Михалков «Прививка»
3 Рассматривание альбома «Игры на свежем воздухе»,
4 Выставка «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Познавательные беседы с детьми 6-7лет
Что у меня внутри?
Цель: познакомить со строением человеческого тела. Формировать познава-тельный интерес к своему телу, организму.
Наше тело - это сложный механизм, состоящий из костей, мышц, нервов, крови, органов и большого количества воды.
Органы - это нежные части тела, которые находятся внутри тебя. Органами на-зываются мозг, легкие, печень, сердце, поджелудочная железа, почки, желудок и кишечник. Все вместе они заставляют тело работать должным образом.
Каждый орган выполняет свою особенную функцию. Все органы разной формы, но они очень тесно связаны между собой.
Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их.
Другие органы расположены в туловище, важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Они снабжают организм воздухом. Печень и поджелудочная железа помогают нам переваривать пищу. Желудок расположен в средней части туловища. В него поступает пища, там она превращается в подобие каши и через печень проходит в кишечник. Из кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом полезные вещества остаются в организме, а то, что ему не нужно, выходит наружу.
Сердце - самый главный орган. С каждым ударом сердце отправляет кровь в "путешествие" по всему организму, чтобы снабдить его кислородом.
Для чего человеку нужна пища?
Цель: сформировать у детей представление о том, что пища необходима для жизни человека.
Пища должна давать нашему организму всё необходимое для сохранения работоспособности. Правильный приём пищи называется рационом. Существует четыре основные пищевые группы, это протеины, углеводы, жиры и клетчатка.
Продукты, богатые протеинами, такие как мясо, яйца и фасоль, помогают организму оставаться сильным.
Углеводы - хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией.
Жиры - масло, молоко, сыр и растительные жиры - сохраняют энергию организма, чтобы использовать её позже.
Нашему организму необходима пища из всех четырёх групп и вода для питья. В пище должны присутствовать витамины, которые больше всего содержатся в овощах и фруктах.
Питание дает нашему организму жизненную энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она перерабатывается в организме одним и тем же способом. После того как ты пережевал пищу, она попадает через пищевод в желудок и затем - в кишечник. В результате содержащиеся в пище полезные вещества попадают в кровь. Это называется пищеварением.
В различных уголках мира люди едят разнообразную пищу. Любая еда предоставляет организму необходимую для жизни энергию.
Зачем человеку язык?
Цель: сформировать у детей представление о назначении языка.
У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это - язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель. Язык помогает жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать её, глотать. С его помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим.
Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый.
Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Кончик языка определяет преимущественно сладкое. Боковые стороны языка чувствуют солёное и кислое. Задняя зона языка различает в основном горькое.
Язык также различает горячее, холодное и боль. Он помогает петь, говорить, смеяться.
Кости, мышцы и суставы
Цель дать детям представление о том, что всё в организме взаимосвязано.
В нашем теле находится около 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Без них человек был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают тело и придают ему форму. Они оберегают от повреждений нежные органы, которые находятся внутри тела.
Места соединения костей называются суставами. Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире.
Другие суставы называются шаровидными. Благодаря им кости могут двигаться во всех направлениях.
Внутри сустава есть жидкость, которая их смазывает и облегчает движение. Кости очень крепкие, но иногда они ломаются.
Мы можем двигаться потому, что кости прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы перегружены, то в них образуются отравляющие вещества, из - за чего мы ощущаем усталость.
Сердце - это тоже мышца только другого типа. Она работает не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни.
Как обращается кровь
Цель: дать знания детям о роли сердца в процессе кровообращения.
Наше сердце - это насос. Оно закачивает кровь через одну трубку и всасывает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам - сосудам. Сосуды называемые артериями, уносят кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из лёгких она красного цвета. Использованная кровь возвращается к сердцу по другим сосудам, которые называются венами. Она уже тёмно-красная на вид, так как отдала кислород.
Кровь несёт организму кислород из воздуха, который мы вдыхаем, и полезные компоненты из пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с микробами.
Сердце должно быть очень сильным, чтобы посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь бежит по всему нашему телу с головы до ног без остановки, не забывая и про внутренние органы: печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в нашем организме происходит за 23 секунды.
В вашем теле около трёх литров крови, а у взрослого человека - пять литров.
Е. Пермяк «Про нос и язык»
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык — один и нос — тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один.
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше ви-дела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и любопытный свой нос куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Ясно?
Прививка
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас. —
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошел.
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол.
— На прививку! Первый класс!
— Вы слыхали? Это нас. —
Почему я встал у стенки?
У меня. дрожат коленки.
С. Михалков
Консультация для родителей «О здоровье всерьез!»
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Цицерон.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем то, что упущено в детстве, трудно навер-стать. Данные исследований показывают, что за последнее время число здоровых детей уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10 % от числа детей, идущих в первый класс.
Здоровье –это не только отсутствие болезней это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Очень важно сформировать у детей представление о здоровье, как к одной из главных ценностей жизни.
Статистика утверждает, что здоровье ребенка зависит на 20% от наслед-ственных факторов, на 20%
-от условий внешней среды, на 10%
-от деятельности системы здравоохранения,
- а на 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья нам, взрослым родителям и педагогам, повлиять практически невозможно, то на другие 50% можно и нужно.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни –это не просто сумма-усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуаци-ях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице или дома. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
1. Занятия физкультурой, прогулки;
2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна, и даже культурно-гигиенические на-выки, такие как мытье рук, своевременное высмаркивание носа, простите за подробности;
3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать
и говорить, умения отличать ложь от правды;
4. Бережное отношение к окружающей среде, природе
5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, прохождений медосмотра детей ежегодно
–узкими специалистами (стоматолога, окулиста, отоларинголога, хирурга);
6. Формирование понятия «помоги себе сам».
На одном из компонентов здорового образа жизни мы остановимся поподробнее.
Закаливание.
Крупнейшие специалисты в области детских болезней подчеркивали эффективность закаливания.
Советский педиатр Герой Социалистического Труда профессор Г. Н. Сперанский писал: «При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода уже значительна ослаблена. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще болеет. Несомненно, что единственное надежное средство –закаливание. Надо тренировать, совершенствовать, развивать врожденные защитные силы, добиваться их наилучшего действия».
Необходимо соблюдать следующие правила:
1. Систематически использовать закаливающие процедуры во все времена года, без перерывов с постепенным увеличением дозы раздражающего действия.
2. Правильно подбирать и дозировать закаливающие процедуры индивидуально для каждого ребенка с учетом возраста.
3. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
Все это неново, все это известно, но очень важно! И начинать, уважаемые родители, надо с себя, потому что вы для ребенка значимые взрослые, основное значение имеет ваш личный пример.
Если вы сами принимаете воздушные и водные процедуры, то ребенок без принуждения последует вашему примеру. В первую очередь выработайте у малыша любовь к свежему воздуху, к подвижным играм на свежем воздухе.
Игры и упражнения помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.
Чтобы уши не болели
Цель: закрепление знаний об органе слуха, обучение правилам, которые помогают предотвратить заболевания органов слуха.
Материал: картинки с изображением определенных действий, которых следует избегать.
Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают как нужно ухаживать за своими ушами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы уши не болели.
Азбука настроения
Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.
Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг, недовольство и т, д.).
Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи на-строение», «выбери героя» (с определенным настроением, «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).
Чтобы глазки не болели
Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.
Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.
Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, ко-торые нужно соблюдать, чтобы сохранить свое зрение.
Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?
Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.
Материал: муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки.
Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые по-лезны для здоровья зубов и которые вредны.
Если ты заболел
Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций нано-сящих вред здоровью.
Материал: картинки с изображением определенных действий.
Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.
Чтобы не заболеть…
Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позво-ляют защитить свой организм от болезней.
Живое — неживое
Цель: формирование умения относить растения, животных, человека к живым существам.
Материал: предметные картинки.
Описание: дети разбиваются на 2 группы, предложить группам выбрать кар-тинки (с изображением предметов или существ, которые отвечают на вопрос»кто» и «что».
Посылка от обезьянки
Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал: посылка с овощами, фруктами
Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней мо-жет быть или овощ, или фрукт.
Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
Угадай по звуку
Цель: формирование представления о помощнике человека (уши, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.
— Что помогло вам услышать разные звуки?
Видим, слышим, ощущаем
Цель: закрепление представления об органах чувств.
Материал: сюжетные картинки.
Описание: выбрать из предложенных картинок сначала, те органы чувств, ко-торые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.
Определи на запах
Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.
Материал: фрукты, тарелки с вареньем, ватные диски с парфюмерным арома-том.
Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.
Кто что делает?
Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов чело-века, развитие логического мышления.
Описание: предложить распределить слова по группам (к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.
Хвастунишка
Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие во-ображения, речи.
Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: «Мои ручки маленькие, кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать…»
Правильные картинки (как беречь своё сердце)
Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение прави-лам, которые помогают сохранить сердце здоровым.
Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.
Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот — красную.
Лови, бросай, предметы гигиены называй
Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.
Материал: мяч.
Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены, которыми они пользуются и зна-ют.
Витаминные перчатки
Цель: закрепление знания у детей о пользе витаминов и их значение для здоровья человека и продуктов в которых содержатся эти витамины.
Материалы: Перчатки с названием витаминов и картинки с ленточками, с изображением продуктов.
Описание: Предложить некоторым детям надеть витаминные перчатки, а остальным детям предложить надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов в которых есть этот витамин.