Татьяна Ступникова
Проект для старших дошкольников «Мое село»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Мое село -мой родной край"
Авторы проекта : старший воспитатель Ступникова Т. В. ,
воспитатель: Сергеева Л. В.
Моя деревня, мой берег милый.
Где после долгого путешествия,
На пирсе я всегда могу спуститься
Отдыхайте в прохладном месте дерева.
Здесь нестроенный ряд улиц.
Моя память оживает.
Приятные мысли круглый танец…
А. Коршунов
(житель с. Размазлей)
Тип проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Темочки:
Участники проекта : дети старшей и подготовительной подгруппы, родители школьников, старший воспитатель, воспитатель.
Продолжительность проекта : 11 марта-26 апреля
Предварительная работа:
- разработка заметок из классов; беседы, прогулки;
- изготовление практических материалов (дидактические игры, макеты);
- сбор и проектирование визуального материала;
- установление связи с учреждениями поселка.
Актуальность проекта :
Формирование чувства патриотизма в дошкольном возрасте-длительный и сложный процесс. Прививая любовь к самым близким (семье, дому, детскому саду, родному поселку, мы воспитываем у ребенка любовь к Родине. Патриотизм (греч. - родина, отечество) преданность Родине, любовь к Родине, желание служить ее интересам, защита от врагов. По своему содержанию чувство патриотизма многогранно и не может быть определено несколькими словами. Поэтому формирование нравственных и патриотических чувств у дошкольников прививается постепенно в процессе накопления знаний об окружающей среде. И для этого необходимо создать условия для познания и вызвать интерес.
При насаждении любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого к далекому, от малого к большому (мой дом – Моя улица – моя деревня – моя страна – Моя планета). Воспитывая у детей любовь к малой родине, главное, что необходимо привести к пониманию того, что наша деревня – частица большой Родины-России. Важно показать уникальность деревни, помочь увидеть ее уникальность и красоту. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для более успешной работы по патриотическому воспитанию мы взяли метод проекта. Проект "Мое село - мой родной край" способствует не только патриотическому, интеллектуальному воспитанию, но и развитию коммуникативных навыков. Активное участие родителей в деятельности дошкольной группы приближает их к детям, расширяет их горизонты. Совместная работа детей и родителей служит залогом сплоченной семьи.
Предположение:
С первых лет жизни необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, дому, детскому саду, маленькой родине. Создание условий способствует формированию патриотизма.
Цель проекта :
* воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие патриотизма старших детей дошкольного возраста.
* ориентация родителей на воспитание нравственных и патриотических чувств у детей в семье. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, включение семьи в образовательное пространство, установление доверия, партнерских отношений с родителями.
Задачи проекта :
* обогащение знания о достопримечательностях родной деревни и внесение своего вклада в формирование любви к малой родине.
* познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре их села.
* систематизируйте знания о своей семье, о улице, на которой живет ребенок, о детском саду, родном селе.
* заполните словарь старших детей дошкольного возраста.
* вовлекайте родителей в активное сотрудничество в совместной деятельности с ребенком в семье и детском саду.
Предполагаемые результаты:
дошкольники познакомятся с достопримечательностями города.
* дети укрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.
* обогащение развивающейся среды макетами "мой дом"
* будут проводиться выставки: "Мой дом на любимой улице", "моя любимая деревня".
* реализация проекта позволит каждому ребенку почувствовать себя активным участником взрослой жизни.
* уровень патриотизма у дошкольников будет повышаться.
* связь между детьми, родителями и учителями будет усиливаться.
Интеграция образовательных областей: когнитивное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественное и эстетическое развитие.
Этапы реализации и реализации проекта :
I этап. Подготовительный
Проектная деятельность : изучение уровня знаний по теме, подбор методической литературы, подбор художественной литературы, разработка дидактических пособий по теме, написание заметок из часов.
Задачи: определить фактические знания детей о Родине, родной деревне, регионе;
Методическая поддержка проекта;
- Информационная поддержка проекта;
- Обеспечение проекта визуальными материалами;
- Планирование предстоящей работы.
Этап II. Информативный
Содержание практической деятельности при реализации проекта
Деятельность:
Опрос родителей "нравственное и патриотическое воспитание в семье"
Цель: определение уровня знаний родителей о нравственном и патриотическом воспитании.
Участники: учителя, родители
Беседа " Мое село -маленькая Родина!
Цель: формирование представлений о родной деревне, о ее достопримечательностях, закрепление навыков поведения на улицах, поощрение любви к маленькой родине.
Участники: учителя, дети
"История родного села" ООД
Цель: познакомить детей с историей села, его зданиями. Поощрение интереса к истории деревни
Участники: учителя, дети
Посещение музея начальной школы "Размазлей".
"Жизнь русского села"
Цель: знакомство детей с жизнью предков: с бытовой посудой, предметами быта прошлого.
Участники: учителя, дети
Чтение художественной литературы
Цель: расширение и обогащение идеи деревни
Участники: учителя, дети, родители
Как воспитать маленького"патриота"
Цель: ориентация родителей на воспитание нравственных и патриотических чувств у детей в семье
Участники: учителя, родители
Организация экскурсий:
- на почту;
- в школу;
в ДК;
- в библиотеке;
в ФАП;
- в пожарной части;
- в магазине.
Цель: ознакомление детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей села: учитель, врач, воспитатель, повар, почтальон и др. формирование уважения к работе людей, направленной на благо родного села;
Участники: учителя, дети, сотрудники организаций
Экскурсия в лес
Цель: знакомство с природой родного края, растительным миром
Участники: учителя, дети
Выставка "Мой дом на любимой улице"
Цель: создание условий для реализации творческой деятельности детей и родителей
Участники: учителя, дети, родители
ООО для художественного и эстетического развития:
- строительство "мой дом в деревне";
картина "дом, в котором я живу"
Цель: развитие конструктивных, творческих навыков, заботливого отношения к близким, дому
Участники: учителя, дети
Целевая прогулка к памятникам боевой славы
Цель: формирование идей о Великой Отечественной войне, о военных действиях, чувство благодарности ветеранам войны, родной деревне
Участники: учителя, дети, родители
Подготовка тематических выставок
Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми
Участники: учителя, дети, родители
III. Конечный
- Дизайн стенда "моя любимая деревня"
- Выставка детских товаров.
- Лэпбук "Моя маленькая Родина- с. Размазлей"
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Результаты проекта :
* Расширенный кругозор детей для родной деревни.
* Улучшенная тема-развивающая среда: литература, фотографии, иллюстрации, стихи, рассказы, загадки.
* У детей формируются творческие способности, познавательная деятельность, любопытство, коммуникативные навыки.
* Дети называют свое село, район, область; достопримечательности село. У детей есть чувство гордости за свою деревню, окрестности и желание сохранить ее чистой и красивой.
* Студенты и их родители приняли активное участие в мероприятиях, совместно подготовили ноутбук "моя маленькая Родина - село Размазлей" и в рамках подготовки к выставке "Мое любимое село"
Вывод: такая форма работы с семьями учащихся как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательное и культурное пространство дошкольного учреждения и семьи. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой в результате проекта. Изменился стиль общения взрослого с ребенком, родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей дает возможность добиться наибольших результатов в работе с детьми дошкольного возраста в процессе реализации проектной деятельности.
Приложение 1
Аннотация к книге "Путешествие по родной деревне, История возникновения нашей деревни"
Интеграция образовательных областей:" когнитивное развитие"," социально-коммуникативной развитие"," речево развитие","художественное и эстетическое развитие".
Цель:
Закрепите и уточните знания детей о родной деревне, природе и достопримечательностях.
Тема:"когнитивное развитие"
* Укрепление знаний детей о названии деревни, ее улицах, достопримечательностях.
* Обобщите знания детей о растительном мире родного края.
Развивайте логическое мышление, познавательный интерес.
"Речевое развитие"
* Развивайте способность поддерживать разговор, чтобы выразить свою точку зрения
* Включить словарь по теме.
"Художественное и эстетическое развитие"
* Развивайте способность координировать движения с текстом хоровода
* Поощрение развития положительных эмоций при выполнении круговых движений
"Социально-коммуникативное развитие"
* Развитие способности к активному и дружескому взаимодействию с детьми и учителем
* Развивайте интерес к изучению родного края
Методы и техники:
— Практические: игровое упражнение «Назови свою улицу», игра «Где я нахожусь», игра «Путешествие по селу», хоровод «Во поле берёза стояла»
— Словесные: беседа по вопросам, загадывание загадок.
— Наглядные: фотографии с видами села
Материалы и оборудование: фотографии с видами села ; ноутбук, проектор, презентация «Деревья»; игрушки: «Буратино», «Лесовичок»; запись русской народной песни «Во поле берёза стояла», запись «Звуки природы», презентация «История возникновения нашего села»
Логика организованной образовательной деятельности:
Организационный момент. Перед началом занятия воспитатель нацеливает детей на положительный настрой: «Чтобы было хорошее настроение, проведём игру»
Игра-энергизатор «Хорошо» (дети стоят в кругу) :
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (выставляют большие пальцы)
В: У каждого человека есть родной край, место, где он родился и живёт. Это его малая родина. Как называется наша малая родина? (дети называют село).
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по селу на автобусе. На каждой остановке детей встречают персонажи с заданиями и вопросами
В: Хотите отправиться в путешествие по родному селу? Тогда собираемся в путь. Путешествовать мы будем на автобусе. Он уже готов. Садимся на свои места и в путь.
В это время раздаётся стук в дверь и появляется Буратино. Он просит детей взять его с собой, т. к. он впервые в нашем селе и ничего о нём не знает. Дети приглашают Буратино в свой автобус.
Путешествуем от остановки к остановке.
В: Буратино, садись поудобнее и посмотри вместе с нами презентацию «История возникновения села Размазлей»
Дети, давайте скажем Буратино
— Как называется село, в котором мы живем? (Размазлей) — Как называют людей, живущих в нашем селе? (размазлейцы) — На какой улице находится наша дошкольная группа (Школьная)
В: Мы немного не доехали до первой остановки. Здесь недалеко, давайте пройдём пешком. Я уже вижу знакомые дома (на столе макеты домов) -Что это? (Дома).
В: Буратино, в нашем селе очень много разных улиц, домов. Сейчас дети тебя познакомят с названием своей улицы. Игра «Назови улицу»
Игра проводится в кругу с мячом. Дети передают мяч друг другу, называя свою улицу (Я живу на улице… или Моя улица)
В: Дети, я предлагаю немного прогуляться, подышать воздухом и рассказать Буратино какие деревья растут в нашей местности. II остановка «Растительный мир».
Дети гуляют, звучит аудиозапись «Голоса природы», навстречу появляется «Лесовичок».
Он предлагает детям отгадать загадки о деревьях. Презентация «Деревья нашего края». Лесовичок озвучивает загадку, отгадка появляется по правильному ответу. Дети называют отличительные особенности деревьев, их плоды (у- рябины красные ягоды, у- дуба жёлуди, резные листья, у клёна- крылатки, узорчатые листья, у берёзы- серёжки, белый ствол, берёза, символ России)
Загадки:
Я – богатырь, в лесу расту, Для белки домиком служу, А те плоды, что упадут, Кабанчики всегда найдут (дуб)
В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В красных ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка)
Желто-красная одежка Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это… (клен)
Русская красавица
Стоит на поляне В зеленой кофточке,
В белом сарафане (берёза)
Лесовичок хвалит детей и предлагает поводить хоровод вокруг берёзы. Л: Берёза, символ России, в старину, весной русские девушки водили вокруг берёзы хороводы. Хоровод «Во поле берёза стояла». Путешествие продолжается
III остановка «Знакомые места».
В: Буратино, сейчас дети познакомят тебя с интересными местами и зданиями нашего села
Игра «Где я нахожусь?»
На столе разложены фотографии обратной стороной, дети по очереди переворачивают фотографии и называют место, куда они попали ( например: Я нахожусь в библиотеке, Я оказался в дошкольной группе, и т. д.)
Буратино благодарит детей.
В: Буратино, мы хотим подарить тебе на память о нашем селе вот такую картину (Герб Ардатовского района)
Б: А что это такое?
Дети: Это герб Ардатовского района.
В: Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Нам предстоит вернуться назад в нашу группу.
Рефлексия:
— Вам понравилось наше путешествие?
-Что вам больше всего понравилось? — Так, что же значит для человека родной край?
Чтение стихотворения А. Коршунова о нашем селе Размазлей
Моё село, мой берег милый.
Где после дальнего пути,
На пристань я всегда могу сойти
И отдохнуть в прохладе древа.
Здесь улочек нестройный ряд
Мне память оживляет.
Приятных мыслей хоровод…
А. Коршунов
(житель с. Размазлей)
Приложение 2
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ старшей и подготовительной подгруппы
на тему: «Моё село – малая Родина»
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – селе Размазлей.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где прошло его детство.
Развивающие:
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст,
обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Воспитатель: Дорогие ребята, скажите как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, наша страна- Россия! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина!
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и
льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России
высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.
Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и
такие:
«Русский человек без родины не живет»,
«Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».
Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».
Как мы называем это чувство?
Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.
Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.
Послушайте стихотворение.
Родная сторонушка
Выйду я на зорьке
Слушать соловья.
Рощицы, пригорки,
Вдалеке — поля.
Над родной сторонушкой
Солнце поднимается.
И поет соловушка,
Свищет, заливается.
Трели соловьиные
Понимаю я:
Славит он родимые
Рощи и поля.
Зорька ленту узкую
Бросит над рекой,
Славит землю русскую
Голос золотой!
У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая родина у каждого своя!
Послушайте стихотворение.
Малая родина
Малая родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая, малая
Родина моя!
Вспомните, как называется село, где вы родились?
(Индивидуальный опрос детей).
Большинство из вас родились в нашем селе Размазлей. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина.
Вы любите своё село?
Ответы детей: (Да, я люблю своё село! Я очень люблю своё село)
За что вы его любите? Подумайте, чем оно примечательно?
Дети: Я люблю свой село, потому что, оно красивое, уютное. В нём есть школа, библиотека, почта, мед. пункт, магазины, красивые улицы, памятник Воину-освободителю.
Воспитатель:
- Какие названия улиц вы знаете? (Ответы детей).
Дети, а как называются улицы, на которых вы живёте. (Ответы детей).
А сейчас давайте из кубиков построим улицы, где вы живете. (Дети работают).
Я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную, повторяем вместе со мной.
«Мы по улице шагаем, (Шагают).
Выше ноги поднимаем. (Высоко колени, маршируют)
По сугробам не пойдём, (Жест рукой)
Мы его перешагнем (Шаг в сторону)
На скамейку мы присели, (Присесть)
Там конфет кулёчек съели. (Имитация руками)
А когда друзей встречали, (Встать)
Мы руками им махали! (Машут рукой).
Вот как славно погуляли: (Шагают).
Друг за другом мы шагали! (Повернулись направо, шагают за воспитателем).
Раз-два, раз-два! (Шагают).
Воспитатель: - Отдохнули. Продолжим нашу беседу. Мы с вами вспомнили названия улиц. А что ещё интересного есть в нашем селе?
Дети: у нас очень красивый лес, 2 пруда, медицинский пункт, где лечат людей нашего села, школа, где учат детей, в школе находится наша дошкольная группа, библиотека, где можно взять и почитать любимую книгу.
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.
Приложение 3
Консультация для родителей
Как воспитать маленького патриота?
Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…
Владислав Кернис Амелин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного села, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашему селу и по всей Нижегородской области можно совершать увлекательные путешествия и по фотографиям, осуществлять при помощи Internet виртуальные экскурсии.
Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. У детей не должны быть искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - это шаг к возрождению России.
Приложение 4
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
-Воспитание любви к Родине;
-Воспитание уважения к старшему поколению;
-Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
-Знание истории своей страны;
2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
-Нет.
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
- Да.
-Нет.
4. Возможно ли патриотическое воспитание в дошкольной группе?
-Да.
-Нет.
-Затрудняюсь ответить.
5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
-Прививать детям уважение к людям своей страны.
-Познакомить с обычаями и традициями своего народа.
-Расширять представления о родной земле, её столице, городах, сёлах
-Ознакомление с историческим прошлым России.
-Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___
7. В каких местах нашего села вы любите бывать со своим ребенком? ___
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному селу? ___
9. Какой помощи в этом направлении ждете от дошкольной группы? ___
Спасибо за сотрудничество.