Лариса Старосельцева
Проект «Логопедические тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Публикация «Проект „Логопедические тропинки“» размещена в разделах
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Гипотезой проекта
выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Цель:
повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать
детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по
коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский
потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и
родителей.
Тип проекта
По продолжительности – долгосрочный.
Время проведения проекта : с 1 октября 2015 года по 25 мая 2016 года.
По составу участников проекта –подгрупповой.
Участники :
дети зачисленные на логопедический пункт,
их родители, учитель-логопед.
По направленности деятельности участников проекта – практико-ориентированный.
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап
(информационно-аналитический).
Задачи:
1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
2. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта
(практический).
Задачи:
- реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности.
III. Заключительный этап реализации проекта
(итоговый).
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности
применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов Курского района и педагогов МБДОУ.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повысится психолого-педагогическая компетенция педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Произойдет повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и
семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,
2010
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
4. Киселева Л. С. проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для
детей с ОНР. М., 2012