Ксения Семенычева
Проект «Логопед и я — друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта : «Логопед и Я - друзья».
Вид проекта : краткосрочный
Тип: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Сроки реализации: одна неделя (с 10 апреля до 21 апреля.)
Руководитель проекта : учитель – логопед Семенычева К. Н.
Публикация «Проект „Логопед и я — друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях группы компенсирующей направленности, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта : коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта :
• формировать практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
• ознакомить педагогов и родителей с работой учителя - логопеда в детском саду в условиях группы;
• использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;
• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
• побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно - педагогический процесс;
• использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.
Актуальность проекта
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим на логопунктах и на группах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект «Логопед и Я - друзья», во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта :
- развивать высшие психические функции;
- развивать фонематическое восприятие; - развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;
- развивать творческие способности;
- развивать координацию речи с движением.
Этапы реализации проекта :
Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки» и разработка плана проведения недели «Логопед и Я - друзья».
Организационный: консультирование педагогов, разработка плана, объявление о проекте, анкетирование родителей.
Основной: оформление стенгазеты, проведение подгрупповых занятий по плану, взаимодействие с родителями, с воспитателями, просмотр мультфильма, проведение выставки.
Итоговый: отчет на педсовете ДОУ.
План работы
№ Дата Мероприятия Участники
10.04.2022-11.04.2022 Совместный просмотр мультфильма «Зачем мы говорим?»
https://www.youtube.com/watch?v=NqaWdWrZsaA
Подгрупповое занятие «Сказка о веселом язычке» (Подготовительная к школе группа) Приложение 5
Анкетирование родителей
«Вопрос логопеду»
Приложение 1 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы
родители
12.04.2022-13.04.2022 Семинар-практикум для педагогов «Логопедическое ассорти» Приложение 4
Занятие в средней группе «Здравствуй, умный язычок!» Приложение 3 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы
родители
14.04.2022-17.04.2022 «Оформление выставки «Первая буква моего имени…»
Подгрупповое занятие «Юные археологи» (старшая группа)
Приложение 2 учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы
родители
18.04.2022 Информационная работа с родителями через сайт детского сада, мессенджеры
«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека, «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
Приложение 6 Учитель - логопед
19.04.2022 Оформление стенгазеты «Логопед глазами ребенка» и создание памятки для родителей
Учитель -логопед
20.04.2022 Мастер – класс для педагогов «Игровые приемы для автоматизации звуков» Учитель - логопед
21.04.2022 Составление отчёта о проделанной работе Учитель - логопед
Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Приложение 1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Общие сведения:
Ф. И. О. ребенка, возраст ___
Родители (И. О.) :
Мама ___
Папа___
Кто занимается воспитанием ребенка? ___
Вопросы:
1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.) ___
2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ___
3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном) ___
4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ___
Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение); нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).
5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?___
6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?___
7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?___
8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___
9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз; 3 раза; ежедневно- подчеркнуть? ___
10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) - (менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.
11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?
___
12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.
Заранее благодарю за сотрудничество!
Приложение 2
Логопедическое занятие с применением пескотерапии «Юные археологи»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, учебная.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие.
Задачи образовательные:
- Закрепить знания о звуке «А» и букве «А»;
Задачи коррекционные:
- Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух, вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Задачи воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Материалы и оборудование: песочный стол с сухим песком, кинетический песок, кисточки; буквы пластмассовые, салфетки, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А сейчас в ладошках передадим тепло и доброту нашей улыбки.
2. Основная часть занятия
Логопед : Ребята, посмотрите, а здесь какое- то письмо лежит. Как вы думаете, может это для нас? Прочитаем?
«Дорогие ребята, помогите нам, у нас в Песочной стране пролетел сильный ветер, песок «разлетался» в разные стороны. Потом ветер затих, песок осел, и пропала одна буква. Помогите нам найти пропавшую букву, пожалуйста. Но, обязательно соблюдайте правила Песочной страны!».
Логопед : Ну что, ребята, поможем найти пропавшую букву? отправимся в Песочную страну? А чтобы попасть в песочную страну, нужно знать сказочные, волшебные слова. Ребята встаем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Дружно и громко произнесем волшебные слова!
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Логопед :
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по- нашему, вели!
Посмотрите, мы попали с вами в песочную страну!
Логопед : Слушайте и запомните правила Песочной страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня?
Логопед : Но пропавшую букву могут найти сильные, смелые люди – Археологи. А кто такие археологи? (Это профессия людей, которые ведут раскопки)
Логопед : Сейчас мы наденем бандамки археологов и превратимся в настоящих археологов. А я буду главным археологом, поэтому слушаем только мою команду!
Упражнение «Здравствуй, песок».
Логопед : Как вы считаете, что нужно сделать, если вы попали в новое место?
(Поздороваться.)
Положите руки на песок. Что вы чувствуете, какой он на ощупь? (холодный
мягкий).
Мы будем делать раскопки, и искать пропавшую букву, а в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем:
Пальчиковая гимнастика:
Песочек в руки набираем
(Дети набирают песок)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался
Чтоб в руках у нас остался
(Крепко сжимают кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Стряхнули с рук песок.
И за работу! ОХ!
Логопед : А вы знаете, какие инструменты нужны археологам? Археологи за работу! Поработаем нашими инструментами.
(логопед рисует упражнение на песке и показывает картинку (презентаця) дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук на песке)
Артикуляционная гимнастика:
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент кладем ладоши на песок)
«Молоток» - улыбнуться, ударять кончиком языка по альвеолам, стучим кулачками по песку.
«Щетка» - проводим языком за нижними и за верхними зубами, пальцами двигаем вправо-влево
«Кисточка» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба, пальцами двигаем вверх-вниз
Логопед : Ребята, давайте попробуем поискать с помощью кисточек.
Игра «Что под песком?»
- картинка (Буква “А”) засыпается тонким слоем песка. Дети с кисточкой открывают изображение.
Логопед : Молодцы археологи, вы отлично потрудились и нашли букву А.
Логопед : Вспомним с вами, а какой звук А? (живёт в красном замке, потому что он гласный, а что делает рот при произнесении звука «А»)
Логопед : Ребята, звук А хочет с нами поиграть… Поиграем с ним? Он предлагает нам поиграть в игру «Спрячь ручки» (Развитие фонематического слуха и восприятия)
«Если вы услышите звук [А] спрячьте ручки в песке. На другие звуки – руки держите над песочницей». Дети выполняют соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд звуков.
ЗВУКИ: А, И, О, А, У,А.
Логопед : Вот мы с вами и нашли букву «А», а чтобы она больше не пропадала, нам нужно нарисовать букву «А» на волшебном песке, проходите за стол. (Дети становятся по кругу и рисуют букву А).
Логопед : Ребята, вот мы и помогли Песочной стране, найти букву “А”, стали ей настоящими друзьями. Песочня страна всегда будет вас ждать.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
3. Рефлексия
Логопед :
- В какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Кому вы расскажете о нашем путешествии?
- Ребята спасибо вам за работу на занятии!
Приложение 3
Логопедическое занятие в средней группе.
«Здравствуй, умный язычок!»
Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Задачи коррекционные и диагностические:
1. Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
2. Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
3. Формировать координацию речи с движениями тела.
4. Развивать высшие психические функции – память, внимание.
5. Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).
Задачи образовательные:
1. Учить отвечать на вопросы простым предложением.
2. Расширять активный словарь.
Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги, листья с заданиями.
Ход занятия.
Дети вокруг логопеда.
– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться!
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев, на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.
Листик № 1 (сила выдоха)
– Ответьте на вопрос:
– Какое сейчас время года? (осень)
– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони, чтобы он далеко улетел.
– И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.
Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.
Листик № 2 (крупная моторика)
– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».
– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться,
Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть,
И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).
Листик № 3 (мелкая моторика)
– Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».
Я вам показываю, а вы повторяйте движения.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.
Листик № 4 (артикуляционный аппарат)
– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.
Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»
Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»
Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.
-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).
Дети повторяют, глядя в зеркало.
– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка, ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.
Общий комплекс упражнений для языка.
– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.
Дети под музыку раскрашивают картинку.
Приложение 4
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Познакомить педагогов с приемами работы с детьми по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
• Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
• Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников
• Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие
• познавательное развитие
• физическое развитие.
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале и предлагает на выбор жетоны разного цвета.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем семинаре «Логопедическое ассорти».
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является систематическая работа по постановке речевого дыхания, развитию фонематического слуха, а также проведение артикуляционной гимнастики.
Предлагаю начать нашу работу с артикуляционной гимнастики, ведь именно она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Список литературы
1. Т. Б. Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
2. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
3. Е. А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
5. Е. Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
7. Т. Е Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
8. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
9. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
10. Е. А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле. т Москва. 2005 год.
11. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : И. Ц. Сфера, 2007.
13. П. Деннисон, Г. Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М. : Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992.
14. Е. А. Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
15. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
16. Е. Л. Ковалева, Ю. И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
17. В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001.
18. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
19. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.