Ирина Гурова
Проект «Умелый карандаш и его друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Умелый карандаш и его друзья».
Автор: Гурова И. С., учитель-логопед МДОУ компенсирующего вида № 108 "Снежинка" г. Петрозаводска.
Тема проекта: формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы.
Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.
Срок реализации: долгосрочный: сентябрь – апрель.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы «Ромашка» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МДОУ № 108, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Умелый карандаш и его друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Педагогическая ценность проекта:
• Комплексная, согласованная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию графо-моторных умений у воспитанников группы.
• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).
• Формирование у детей исследовательских умений, познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.
Перспективы проекта:
• Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме формирования графо-моторных умений у детей.
• Внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп.
Описание проекта
Актуальность:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?
Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.
Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.
В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Графические прописи применяют логопеды в работе с детьми, имеющими нарушения речи, но использовать их можно даже в работе с детьми без существенных проблем развития.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Работа по подготовке руки ребёнка к письму включает в себя: обучение правильному способу удержания карандаша, умению применять необходимую силу нажима при рисовании и письме; развитие точности, ритмичности, плавности действий. Кроме того, важны развитие произвольности движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте. Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий, предмет очень трудно переучить.
Если же ребенок хорошо справляется с графо-моторными заданиями в дошкольном возрасте, то в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Графический навык предполагает:
- Умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку и др., соблюдая необходимый угол наклона;
- Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Известно, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются трудности развития моторики, в том числе, ручной и пальчиковой. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у них графических умений. Это подтверждают наблюдения за детьми и диагностика развития графо-моторных навыков.
Таким образом, тема проекта является очень актуальной. Её выбор обусловлен необходимостью обеспечить педагогов и родителей системой работы по организации коррекционно-развивающего процесса, способствующего усвоению детьми необходимых знаний и умений по данной проблеме.
Цель проекта:
создание условий, обеспечивающих полноценное формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
• Формировать умение правильно удерживать пишущий предмет (карандаш, кисточку, фломастер, легко и непринуждённо рисовать графические элементы различного содержания; принимать и удерживать правильную позу при выполнении графических заданий.
• Развивать ручную и пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию.
• Развивать зрительное восприятие, зрительную память, ориентировку на листе бумаги.
• Способствовать формированию у детей стойкого интереса к деятельности с пишущими предметами, к продуктивной деятельности, к играм, направленным на развитие моторики.
• Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
• Расширять, уточнять, активизировать словарный запас.
• Продолжать развивать грамматический строй речи.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Развивать творческие способности детей (изобразительные, речевые).
• Формировать коммуникативные способности детей, интерес к совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
• Значительное повышение уровня сформированности графо-моторных умений детей благодаря комплексной, согласованной работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по теме проекта.
• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).
• Улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.
• Повышение интереса родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.
• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов группы по теме.
Инновация:
• Широкое применение нетрадиционных изобразительных средств в процессе образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие».
• Применение нестандартного оборудования для развития пальчиковой моторики.
• Использование продуктивной деятельности в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционно-педагогической деятельности (на логопедических занятиях).
Предварительная работа:
С родителями:
На родительском собрании провести консультацию «Формирование графо-моторных навыков у детей».
Цель: заинтересовать родителей, познакомить с основными методами и приёмами, которыми можно пользоваться в домашних условиях для подготовки руки ребёнка к письму.
С педагогами:
Провести «Малый педсовет» участников проекта (педагогов).
Цель: показать всем участниками актуальность проблемы, определить степень и содержание участия каждого педагога.
С детьми:
Проведение разнообразных игр и игровых упражнений по развитию пальчиковой моторики с материалом, имеющимся в группе и кабинете логопеда «Мозаика», «Цветные волчки», «Замотай клубочек», «Шнуровки», «Цветы», игры с прищепками, с пальчиковыми бассейнами с разным наполнением; пальчиковые игры и мн. др.
Цель: развитие силы, точности, координации движений пальцев рук.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1. Подготовительный этап
Учитель-логопед и воспитатели:
• Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по теме проекта.
• Подобрать диагностический материал и выявить уровень развития графо-моторных умений у детей (см. Приложение).
• Подобрать и подготовить специальный материал для использования в работе с детьми на основном этапе по теме проекта (игрушки-макеты (карандаш, кисточка, фломастер, мел; предметы для развития пальчиковой моторики; дидактические игры; графические задания; и др.).
• Оформить уголок по изобразительной деятельности в соответствии с темой проекта (изготовление панно «Карандашный пейзаж»).
• Адаптировать материал для работы с детьми, имеющими тяжёлые двигательные нарушения.
• Подобрать познавательный, речевой материал: загадки, стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о пишущих предметах.
• Составить картотеку игровых упражнений с учебными предметами для развития точности, координации движений пальцев рук.
• Оформить и поместить в уголок для родителей консультации и рекомендации по темам: «Подготовка руки ребёнка к письму», «Игры и упражнения для подготовки руки ребёнка к письму», «Как научить ребёнка правильно держать карандаш?»
• Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Предложить найти вместе с детьми материал по теме «История возникновения пишущих предметов».
Дети:
• Диагностика (по теме проекта).
Детям предлагались разнообразные графические задания (украсить кружки определённым образом, по образцу и по замыслу, при выполнении которых учитывались и анализировались показатели:
- умение правильно удерживать карандаш, сохранять правильную позу;
- умение рисовать графические элементы различного содержания, раскрашивать части изображения;
- сила нажима;
- наличие интереса к деятельности.
Диагностика показала, что 8 детей из 13 не умеют правильно удерживать пишущий предмет, что составляет 62%. 5 детей умеют правильно удерживать пишущий предмет (38%, при этом у двух воспитанников умение не автоматизировано.
7 детей из 13, что составляет 54%, владеют умениями рисовать элементы различной формы, сила нажима карандашом достаточна (из них 5 держат карандаш неправильно). 6 (46%) детей затрудняются в выполнении графических заданий (слабая сила нажима, недостаточная координированность движений пальцев и кисти руки, при этом 2 ребёнка из этой группы правильно удерживают пишущий предмет.
6 детей (46%) не проявляют стойкого интереса к данному виду деятельности.
Родители:
• Знакомство с результатами диагностики детей по теме проекта (индивидуально).
• Изучают печатный материал в уголке для родителей по теме.
2. Основной этап
Реализуется всеми участниками проекта (см. выше).
Воспитатели:
• Образовательная деятельность по теме «Карандаш и его друзья» (ОО «Познавательное развитие»).
• Непосредственно образовательная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование (в том числе, нетрадиционными способами) («ОО «Художественно-эстетическое развитие»).
• Дидактические, развивающие игры со специальным материалом, расположенном в сенсорном, речевом, математическом центрах.
• Использование графических заданий в процессе образовательной деятельности.
• Использование массажных, пальчиковых игр в разных видах детской деятельности.
• Организация самостоятельной деятельности воспитанников с материалами художественно-эстетического центра (раскрашивание, штриховка, упражнения на дорисовку изображений, упражнения с внешними и внутренними обводками и мн. др.).
• Чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок (специальная подборка).
Учитель-логопед:
• Специальные игры и упражнения на индивидуальных и групповых логопедических занятиях:
- массажные игры с речевым сопровождением,
- пальчиковые игры, в том числе, кинезиологические;
- речевые игры с использованием мелкого раздаточного материала,
- игры и игровые упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн»,
- продуктивная деятельность.
- игровые графические (логопедические) упражнения с использованием развивающих тетрадей Г. Г. Галкиной, Н. Э Теремковой, О. И. Крупенчук, Н. В. Нищевой и др.
- специально разработанные игровые графические (речевые) задания для занятий по разным фонетическим темам;
Дети:
• Знакомятся со свойствами пишущих предметов в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, закрепляют полученные знания в разных видах деятельности.
• Совместно с родителями изучают познавательный материал по теме.
• Участвуют в разнообразных играх и упражнениях по теме проекта (как в совместной деятельности, так и самостоятельно).
Родители:
• Подбирают вместе с детьми материал по теме проекта в домашних условиях: «История возникновения пишущих предметов», загадки, сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки.
• Выполняют вместе с детьми игровые графические задания в индивидуальных тетрадях.
(Практический материал основного этапа представлен в презентации).
3. Заключительный этап
• Организация совместной выставки «Умелые ручки».
• Создание презентации по теме проекта.
Результаты проекта:
- Повысился уровень сформированности графо-моторных умений у воспитанников.
- У детей повысился интерес к графическим упражнениям, расширились знания о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).
- Отмечается улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, значительное повышение речевой активности.
- Повысился интерес родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.
- Повысился интерес и психолого-педагогическая компетентность педагогов группы по теме проекта.
Литература:
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – с. 37-39;
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2011. – с. 6;
- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008. – с. 96-97;
- Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001;
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000;
- Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997;
- Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/;
- Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/.
Проект был представлен на республиканском семинаре «Взаимодействие всех участников образовательного процесса при подготовке воспитанников с ОВЗ к школьному обучению» 20.04.2017 г.