Папки-передвижки

Игры в рифму как средство развития речи дошкольников

Людмила Туманова
Игры в рифму как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребёнка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребёнку особую радость, а коллективам детей рифма ещё более мила, чем тому или иному ребёнку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребёнка Л. М. Малышева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, её условности, её особого языка». Джани Родари, размышляя о природе творчества, отмечал, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».

Ри фма (др. -греч. «размеренность, ритм») - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Сегодня, мы вспомним комплекс игровых заданий и упражнения из серии «Подбери рифму». Начинать играть можно с несложных вариантов «Доскажи словечко». Для детей старшего дошкольного возраста нужно подбирать соответствующий возрасту материал. Например

У стола стоит Алешка

Он раскладывает … (ложки)

Помогает Милочка

Всем кладет по … (вилочке)

Маленькая Эллочка

Принесла … (тарелочки)

И ставит с Наташкой

К этим блюдцам (чашки)

Возле них Аленка

Сыпет соль в … (солонки)

На кухне варит Юля

Вкусный суп в (кастрюле)

Жарит ловко на огне

Блинчики в (сковороде)

Помогает ей Иришка

От кастрюли держит (крышку)

Старший брат Егорка

Трет морковь на (терке)

Игра «Добавлялки» - более сложный вариант, т. к. предполагает вариативность и подбор слов на нужную рифму из своего лексического запаса. Например

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот,

Вот ромашка, вот,

Вот мой домик, вот твой,

Вот и пушка, вот и,

Вот вам пышка, а вот,

Вот сосед, а вот,

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игра «Подбери словечко» имеет несколько игровых вариантов:

• подбирать слова из готовых картинок,

• выставить первую картинку, как опорную рифму,

• рифмовать самостоятельно.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?.

Детям мамочка плетёт?.

С гор спускается, течёт?.

Что за скользкий, ровный лёд?.

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Заслуживают внимания игры, в основе которых визуальный образ. Это работа с картинками. Такие игры имеют различные степени сложности. Например, игра «Мы – поэты» Цель игры: Развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувство ритма; обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов, образовывать множественное число существительных; развивать психические процессы: восприятие, воображение, память, мышление, внимание.

Ход игры I вариант: Ребенку предлагаются 2 группы картинок, ребенка просят к картинке из первой группы подобрать рифму из второй группы картинок.

II вариант: Ребенку предлагается набор предметных картинок. Нужно найти рифму к картинке, которая «спряталась» в самом предмете.

III вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Название первой картинки рифмуется с названием второй, если оба слова изменить с помощью суффикса (уменьшительная форма).

IV вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Чтобы получить рифмы, дети должны поставить слова во множественное число.

Игра «Кузовок»: Ведущий говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что кончается на - ОК». Детям нужно подобрать слова с рифмой на -ОК. Когда ребенок хорошо понял, что такое рифма, научился придумывать слова на рифму, можно поиграть в игру «Рифма – обманщица». Детям объясняют: «Рифма может быть обманщицей: загадано и подходит по смыслу одно слово, а рифма подсказывает совсем другое. В этой игре нельзя поддаваться рифме, а нужно быть очень вдумчивыми и внимательными.»

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит. Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь Умчится быстроногий … (заяц)

Игры в рифму можно использовать в различных видах деятельности. Например, когда мы конструируем цифры в подготовительной группе, то к каждой цифре подбираем рифму. Такая игра в рифму очень похожа на буриме. Буриме (фр. bouts-rim s — «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Один: в садик мы идти хотим;

Два: скоро опадет листва;

Пять: снова будем сочинять.

А как продолжение – сочиняем свои считалки:

Один, два, три, четыре, пять –

Вместе мы идем играть.

Игры в «рифму» способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Игры в рифму формируют чёткость произношения слова, интонационную выразительность речи, обогащают словарный запас, что в итоге побуждает ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению, формируют читательский интерес.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры в рифму как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 22:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры в рифму как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Туманова (УИ 1281367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД