Приложение МААМ

Игры в рифму как средство развития речи дошкольников

Людмила Туманова
Игры в рифму как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребёнка велико стремление рифмовать слова : «Всякая рифма доставляет ребёнку особую радость, а коллективам детей рифма ещё более мила, чем тому или иному ребёнку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребёнка Л. М. Малышева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, её условности, её особого языка». Джани Родари, размышляя о природе творчества, отмечал, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».

Темочки:

Ри фма (др. -греч. «размеренность, ритм») - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Сегодня, мы вспомним комплекс игровых заданий и упражнения из серии «Подбери рифму». Начинать играть можно с несложных вариантов «Доскажи словечко». Для детей старшего дошкольного возраста нужно подбирать соответствующий возрасту материал. Например

У стола стоит Алешка

Он раскладывает … (ложки)

Помогает Милочка

Всем кладет по … (вилочке)

Маленькая Эллочка

Принесла … (тарелочки)

И ставит с Наташкой

К этим блюдцам (чашки)

Возле них Аленка

Сыпет соль в … (солонки)

На кухне варит Юля

Вкусный суп в (кастрюле)

Жарит ловко на огне

Блинчики в (сковороде)

Помогает ей Иришка

От кастрюли держит (крышку)

Старший брат Егорка

Трет морковь на (терке)

Игра «Добавлялки» - более сложный вариант, т. к. предполагает вариативность и подбор слов на нужную рифму из своего лексического запаса. Например

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот,

Вот ромашка, вот,

Вот мой домик, вот твой,

Вот и пушка, вот и,

Вот вам пышка, а вот,

Вот сосед, а вот,

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Игра «Подбери словечко» имеет несколько игровых вариантов:

• подбирать слова из готовых картинок,

• выставить первую картинку, как опорную рифму,

рифмовать самостоятельно.

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот?.

Детям мамочка плетёт?.

С гор спускается, течёт?.

Что за скользкий, ровный лёд?.

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

Заслуживают внимания игры, в основе которых визуальный образ. Это работа с картинками. Такие игры имеют различные степени сложности. Например, игра «Мы – поэты» Цель игры : Развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувство ритма; обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов, образовывать множественное число существительных; развивать психические процессы: восприятие, воображение, память, мышление, внимание.

Ход игры I вариант : Ребенку предлагаются 2 группы картинок, ребенка просят к картинке из первой группы подобрать рифму из второй группы картинок.

II вариант: Ребенку предлагается набор предметных картинок. Нужно найти рифму к картинке, которая «спряталась» в самом предмете.

III вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Название первой картинки рифмуется с названием второй, если оба слова изменить с помощью суффикса (уменьшительная форма).

IV вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Чтобы получить рифмы, дети должны поставить слова во множественное число.

Игра «Кузовок» : Ведущий говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что кончается на - ОК». Детям нужно подобрать слова с рифмой на -ОК. Когда ребенок хорошо понял, что такое рифма, научился придумывать слова на рифму, можно поиграть в игру «Рифма – обманщица». Детям объясняют: «Рифма может быть обманщицей: загадано и подходит по смыслу одно слово, а рифма подсказывает совсем другое. В этой игре нельзя поддаваться рифме, а нужно быть очень вдумчивыми и внимательными.»

Что хозяин говорит, Он спокойно повторит. Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь Умчится быстроногий … (заяц)

Игры в рифму можно использовать в различных видах деятельности. Например, когда мы конструируем цифры в подготовительной группе, то к каждой цифре подбираем рифму. Такая игра в рифму очень похожа на буриме. Буриме (фр. bouts-rim s — «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

Один: в садик мы идти хотим;

Два: скоро опадет листва;

Пять: снова будем сочинять.

А как продолжение – сочиняем свои считалки:

Один, два, три, четыре, пять –

Вместе мы идем играть.

Игры в «рифму» способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Игры в рифму формируют чёткость произношения слова, интонационную выразительность речи, обогащают словарный запас, что в итоге побуждает ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению, формируют читательский интерес.

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры в рифму как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 22:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры в рифму как средство развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Туманова (УИ 1281367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД