Людмила Туманова
Игры в рифму как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребёнка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребёнку особую радость, а коллективам детей рифма ещё более мила, чем тому или иному ребёнку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребёнка Л. М. Малышева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, её условности, её особого языка». Джани Родари, размышляя о природе творчества, отмечал, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами – таким образом, фонетика рождает мысль».
Ри фма (др. -греч. «размеренность, ритм») - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Сегодня, мы вспомним комплекс игровых заданий и упражнения из серии «Подбери рифму». Начинать играть можно с несложных вариантов «Доскажи словечко». Для детей старшего дошкольного возраста нужно подбирать соответствующий возрасту материал. Например
У стола стоит Алешка
Он раскладывает … (ложки)
Помогает Милочка
Всем кладет по … (вилочке)
Маленькая Эллочка
Принесла … (тарелочки)
И ставит с Наташкой
К этим блюдцам (чашки)
Возле них Аленка
Сыпет соль в … (солонки)
На кухне варит Юля
Вкусный суп в (кастрюле)
Жарит ловко на огне
Блинчики в (сковороде)
Помогает ей Иришка
От кастрюли держит (крышку)
Старший брат Егорка
Трет морковь на (терке)
Игра «Добавлялки» - более сложный вариант, т. к. предполагает вариативность и подбор слов на нужную рифму из своего лексического запаса. Например
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка – …
Белый мишка – шоколад,
А Ежонок -…
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот,
Вот ромашка, вот,
Вот мой домик, вот твой,
Вот и пушка, вот и,
Вот вам пышка, а вот,
Вот сосед, а вот,
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
Игра «Подбери словечко» имеет несколько игровых вариантов:
• подбирать слова из готовых картинок,
• выставить первую картинку, как опорную рифму,
• рифмовать самостоятельно.
Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
Я ещё задачу дам — всё расставить по местам:
Что стащил игривый кот?.
Детям мамочка плетёт?.
С гор спускается, течёт?.
Что за скользкий, ровный лёд?.
(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)
Заслуживают внимания игры, в основе которых визуальный образ. Это работа с картинками. Такие игры имеют различные степени сложности. Например, игра «Мы – поэты» Цель игры: Развивать умение подбирать созвучные слова, развивать чувство ритма; обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов, образовывать множественное число существительных; развивать психические процессы: восприятие, воображение, память, мышление, внимание.
Ход игры I вариант: Ребенку предлагаются 2 группы картинок, ребенка просят к картинке из первой группы подобрать рифму из второй группы картинок.
II вариант: Ребенку предлагается набор предметных картинок. Нужно найти рифму к картинке, которая «спряталась» в самом предмете.
III вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Название первой картинки рифмуется с названием второй, если оба слова изменить с помощью суффикса (уменьшительная форма).
IV вариант: Детям предлагаются пары предметных картинок. Чтобы получить рифмы, дети должны поставить слова во множественное число.
Игра «Кузовок»: Ведущий говорит: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что кончается на - ОК». Детям нужно подобрать слова с рифмой на -ОК. Когда ребенок хорошо понял, что такое рифма, научился придумывать слова на рифму, можно поиграть в игру «Рифма – обманщица». Детям объясняют: «Рифма может быть обманщицей: загадано и подходит по смыслу одно слово, а рифма подсказывает совсем другое. В этой игре нельзя поддаваться рифме, а нужно быть очень вдумчивыми и внимательными.»
Что хозяин говорит, Он спокойно повторит. Ай да голос, ай да слух! Что за умница … (попугай)
Мёд с малиной – это блюдо Объеденье для … (медведя)
Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Не найдёшь мои глаза, А зовут меня … (крот)
На двух ногах от всех погонь Умчится быстроногий … (заяц)
Игры в рифму можно использовать в различных видах деятельности. Например, когда мы конструируем цифры в подготовительной группе, то к каждой цифре подбираем рифму. Такая игра в рифму очень похожа на буриме. Буриме (фр. bouts-rim s — «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Один: в садик мы идти хотим;
Два: скоро опадет листва;
Пять: снова будем сочинять.
А как продолжение – сочиняем свои считалки:
Один, два, три, четыре, пять –
Вместе мы идем играть.
Игры в «рифму» способствуют развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико- грамматические конструкции, развивают память и связную речь. Игры в рифму формируют чёткость произношения слова, интонационную выразительность речи, обогащают словарный запас, что в итоге побуждает ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению, формируют читательский интерес.