Людмила Лебеденко
Проект «Лес — наше богатство» (старшая группа)
ЛЕС НАШЕ БОГАТСТВО
Тип проекта : познавательный, исследовательский, творческий.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Продолжительность: одна неделя
Возраст детей: старшая группа №12.
Участники проекта : дети, воспитатель Лебеденко Л. А., родители.
Публикация «Проект „Лес — наше богатство“ (старшая группа)» размещена в разделах
Актуальность проекта : Взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой нашего времени. Чтобы сохранить леса красивыми и здоровыми необходимо воспитывать экологическую культуру с детства. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха, но мало кто задумывается о судьбе леса, о его обитателях. После отдыха людей в лесу остаются не потушенные костры, мусор. А дети всегда берут пример с родителей. Поэтому необходимо прививать любовь к природе, формировать отзывчивость, любознательность и воспитывать способность управлять своим поведением в природе.
Цель: Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе- запрещающие знаки.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.
5. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.
6. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.
Содержание практической деятельности по реализации проект
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Подбор материала и оборудования для НОД, совместной деятельности, организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: методическая и художественная литература, иллюстративный материал. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять сообщение по теме. Формировать интерес к книге как к источнику знаний. (Совместная деятельность родителей, детей, педагога. (Воспитатель знакомит родителей с проектом.)
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2. этап. Практический.
НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность С родителями
Познание мира
«Как узнать растения».
Цель: способствовать формированию у детей обобщенных представлений о растениях (живые объекты в природе, у которых есть корень, ствол (стебель, ветви, листья, цветы, плоды с семенами, используя карточки схемы. Учить классифицировать растения на деревья, кусты и травы. Определять съедобные и несъедобные, дикие и культурные; роль растения в жизни человека. Развивать память, логическое мышление, на основе сравнения делать вывод.
Лепка:
Тема: «Листья танцуют и превращаются в деревья»
Цель: познакомить с техникой рельефной лепки, пластические преобразования одних форм в другие (листья в деревья)
Рисование- «ДЕРЕВЬЯ В НАШЕМ ПАРКЕ»ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ- РАССМАТРИВАНИЕ ПЕЙЗАЖЕЙ И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ», РИСОВАНИЕ ЛИСТВЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ С ПЕРЕДАЧЕЙ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ СТВОЛА, КРОНЫ, РАЗВИВАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РИСОВАНИЯ КРАСКАМИ, ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ
Общение: «Лес- полный чудес» (о деревьях, их классификация)-пополнить знания об окружающем, развивать речь, мышление.
Общение: «Безопасное поведение в лесу» активизировать речь, закрепить знания ОБЖ.
Д/У «Юные защитники леса» углубить знания детей о запрещающих знаках.
Чтение сказки «Зайчонок и бельчонок»-учить внимательно слушать, оценивать поступки героев. ОБЖ
Общение: «Растения нашего края»- закрепить знания о природных богатствах родного края, о растениях своей местности
Беседа «Лес в жизни человека»- расширение представлений детей о понятие лес, какую роль играет лес в жизни человека. (Внесение и рассматривание плаката «Лес»)
Д/и «Кто с каким деревом дружит»- познакомить с животными, птицами питающимися плодами деревьев.
Игра «Путаница» - узнать, какие листочки перепутались, закрепить название деревьев.
Д/и «Деревья, кустарники, цветы»- учить находить сходства и различия, закрепить названия, развивать речь.
Д/и «4 лишний»- развивать мышление, речь.
Чтение Л. Толстой «Дуб и орешник» -обогащать знания детей через чтение литературных произведений.
ознакомление со сказкой- «Про маленький дубок»- продолжать учить детей бережно относиться к растениям, деревьям.
Дидактическая игра «Найди, о чем расскажу»- нахождение предметов по описанию взрослого.
Пальчиковая гимнастика «В лесу»- развивать речь, память. Согласование слов с действиями.
Д/И «Какие плоды на каком дереве растут»- закрепить умение узнавать дерево по плодам.
Наблюдение- «Кора деревьев»
Цель: учить определять возраст дерева по коре (старое дерево- молодое дерево) Как определить по коре болеет ли дерево-развивать наблюдательность, мышление, речь.
Экскурсия в лес.
Цель: продолжать наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Учить отличать деревья по расположению ветвей и семенам, которые остались на деревьях. Формировать умение правильно вести себя в природе.
наблюдение за березой.
Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
П/и «1,2, 3-к названному дереву беги»- упражнять в беге, закрепить название деревьев, развивать мышление.
Исследовательская деятельность: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
Цель: развитие умения анализировать и делать выводы. ОБЖ
Настольно-печатные игры:
«Сложи картинку», «Домино»,
«Запрещающие знаки».
Художественно-творческая деятельность:
Разукрашивание раскрасок, изготовление поделок из пластилина, бумаги и картона.
Рассматривание книг и иллюстраций в уголке книги по теме «Деревья»
План на будущее: провести акцию «Посади зеленого друга» (посадка весной деревьев)
Порекомендовать родителям почитать детям Виталия Бианки «Синичкин календарь», Пришвина «Этажи леса»,
«Спор деревьев»
Совместное творчество взрослых и детей «Любимое дерево»
III этап заключительный. Выставка рисунков, книжки- малышки «Любимое дерево», викторина «Что мы знаем о деревьях»
В результате совместной деятельности
Дети: имеют элементарные представления о лесе. Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;
Знают правила поведения в природе (запрещающие знаки- разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Проявляют познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями. Появилась способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение окружающей среды и расширены представления о лесе, его значении для жизни всего живого, через различные виды деятельности.
Родители: приняли активное участие в жизни группы.
Обогатили свой опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком.
участвовали в изготовлении книжек- малышек, подборе интересных фактов о деревьях.
Проявили активность и заинтересованность в образовательном процессе.
.