Людмила Иванова
Проект по экспериментированию «Лаборатория неживой природы» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕВИЗ ПРОЕКТА : «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ,
ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ».
(КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА)
Тип проекта : средне - срочный, групповой, познавательно – исследовательский.
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Целевая аудитория: дети 3-4 лет, педагоги, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Проект по экспериментированию „Лаборатория неживой природы“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Младшая группа
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.
Опытническая деятельность дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, творчество, включает в себя активные поиски решения задач, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проблема: как познакомить детей с неживой природой?
Цель проекта :
•обогащение представлений малышей об объектах неживой природы; встречающихся прежде всего, в ближайшее окружении;
• развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Формировать представления у детей о свойствах воды, песка, воздуха.
- Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов
Развивающие:
- Развивать познавательный опыт, мышление, фантазию, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Активизировать речь и пополнять словарь детей.
Воспитательные:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, у них повысится уровень познавательной активности, обогатится словарный запас.
Установятся партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной познавательно – исследовательской деятельности.
Формы и методы работы.
Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, проблемные вопросы.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдения, демонстрация.
Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование, опыты.
Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Изобразительная деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта
Центр экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты НОД).
Подборка опытов и экспериментов.
I этап проекта : подготовительный
1. Составление плана проектной деятельности.
2. Подбор дидактических и методических материалов.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком.
II этап проекта : основной
Работа с детьми
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы; «Чаще мойся, воды не бойся», «Осторожен, будь с водой, песком».
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Антошке. Ему попал песок в глаза».
Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Отгадай загадку», «Узнай по запаху», «Чистые ладошки», «Здравствуй, солнечный зайчик».
Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Стирка белья», «Мы готовим обед», игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Уточки плавают», «Ловись, рыбка!».
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека», «Что мы знаем о воде», «В гостях у капельки», «О воздухе».
Наблюдения на прогулке за облаками, небом, снегом, дождем, за ветром, «Капель, капель».
Опыты: «У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Тайничок» «Угадай, что спрятано в песке?», «Шарик для Винни - пуха», «Что в пакете?».
Сказка «Про маленькую капельку».
Рассматривание плакатов, дидактических схем, пособий о воде, песке, воздухе.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение стихотворений: А. С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», «Ветер, ветер ты могуч», М. Андреева «Воздух», М. Ершовой «Песочница», сказки «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. В. Стеквашов «Умылся», Л. Корчагина «Я мою руки», «Что такое чистым быть», потешек, загадок, стихов о воде, ветре, песке.
Игра- драматизация «Девочка чумазая».
Игра на развитие речевого дыхания «Пускаем кораблики».
Пальчиковые игры «Шарик», «Веер». «Дождик, лейся», «Рыбки», «Чижик- пыжик», «Звери шли на водопой».
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
НОД. Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок», «Дождик», лепка «Мы скатали снежный ком».
Слушание аудиозаписи «Звук ветра, воды».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подвижные игры: «Снежинки и ветер», «Песчинки и ветер», «Раздувайся, пузырь», Солнышко и дождик, «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Тучка и капельки», «Побродим по лужам», «Море волнуется».
Х/и «Мы платочек постираем».
Физкультминутки: «Ветер дует нам в лицо», «Дождик капает», «Деревья».
Дыхательная гимнастика: «Ветер надувает паруса», «Надуй шарик».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация "Опыты и эксперименты дома», «Развивающие детские игры с песком и водой»
"Памятка для родителей «Игры с водой».
III этап: заключительный
Плакат «Вода нужна всем»
НОД «Маленькие фокусники»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация проекта способствовала развитию познавательной активности у детей во время исследовательской деятельности, выработке умения взаимодействовать с объектами неживой природы.
Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной познавательно – исследовательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Дыбина О. В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004.
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
4. Иванова А. А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004.
5. Т. В. Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»- «Учитель», Волгоград, 2011.
6. Маневцева Л. М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003.
7. Масленникова О. М, А. А Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». - Волгоград: Учитель,2011.
8. Мартынова Е. А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», тематическое планирование, рекомендации, конспекты.
9 .Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
10. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
11. Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» – М : Линка-Пресс, 1997 .