татьяна назарова
Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
Назарова Т. А.
Экологический проект «Лаборатория неживой природы».
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Тип проекта :
информационно-исследовательский; длительность проекта : 1,5 месяц (16.07 -31.08 2018г);
Публикация «Экологический проект „Лаборатория неживой природы“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Участники: воспитанники разновозрастной группы №2 «Пчелки» от 5 до 7 лет; родители;
воспитатель.
Актуальность
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Цели проекта :
•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
•обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
•развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
•развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
•создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи проекта :
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Ожидаемые результаты:
•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Реализация проекта
Совместную деятельность с детьми разновозрастной группы по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты — дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
I этап проекта : подготовительный
1. Составление плана проектной деятельности.
2. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.
3. Консультация для родителей «Экспериментирование с водой».
4. Анкетирование для родителей «Детское экспериментирование в семье»
5. Привлечение родителей к пополнению оборудования для экспериментирования
Предполагаемые результаты
Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Материалы
Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом, светом.
Работа с родителями
В ходе проекта с родителями было проведено анкетирование на тему «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Цель: выяснение отношений родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
3. Воспитывать интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух» : веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, ленточки, флажки.
II этап проекта : основной
Вода
«Узнаем, какая вода»
Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой, набор мелких цветных предметов.
«Вода — волшебница»
Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; сахар; одинаковые стаканчики по количеству детей.
«Сквозь сито»
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы, оборудования: сито.
Песок.
«Песочные струйки»
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка — сыпучесть.
Материалы, оборудование: сито, сухой песок, воронки,вода.
Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»
Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы, оборудование: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
«Чудесный мешочек»
Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные- теплее).
Материалы, оборудование: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.
«Что в коробке?»
Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Материалы, оборудование: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарь.
Воздух
"Игра с листом бумаги"
Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой.
«Игры с воздушными шариками»
Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Материалы, оборудования: два воздушных шарика.
Вывод:
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.