Юлия Авдошкина
Проект краткосрочный «Комнатные растения» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта познавательно– исследовательский
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Цель проекта:
Дать детям представление о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения. Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление.
Публикация «Проект краткосрочный „Комнатные растения“ в средней группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Задачи проекта:
Образовательные: Активизировать и расширять представление о многообразии и пользе комнатных растений; познакомить с такими комнатными растениями как: герань, фикус, традесканция; учить рисовать и лепить растение в соответствии с действительностью.
Развивающие: развивать связную речь детей через составление описательных рассказов; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений; развивать эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность: лепку, рисование.
Воспитательные: закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать интерес друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
Участники проекта:
-дети средней группы;
-педагог: Авдошкина Ю. Е.
-родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап проекта – проблематизация.
Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных растений, которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском саду, комнатные растения, но не задумываются о том, какую пользу они приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития растений.
2 этап – целеполагание.
Цель детей: расширить свои знания о комнатных растениях.
Предположения детей: все растения одинаковы и не требуют ухода.
Решение: узнать побольше о комнатных растениях.
Задачи:
Рассмотреть комнатные растения группы, узнать их строение.
Познакомиться с названиями некоторых растений: герань, фикус, традесканция.
Узнать, какие условия необходимы для роста растений.
Научиться уходу за комнатными растениями.
3 этап – планирование деятельности.
Пополнение развивающей среды
-Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки)
-Изготовление «Паспорта комнатных растений»
-карточки – схемы ухода за комнатным растением;
-иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
Взаимодействие с родителями
- Создание альбома «Комнатные цветы»
Итоговое мероприятие: «Помоги растению»
Форма продукта: Выставка работ детей по теме проекта.
4 этап – реализация проекта.
Беседы с детьми:
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
Как ухаживать за комнатным растением?
Дидактические игры
«Чего не стало?»
Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
«Найди такой же».
Цель: Выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.
«Угадай растение по описанию».
Цель: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.
«Чего не стало?»
Цель: Развитие зрительной памяти.
«Опиши, мы отгадаем»
Цель: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
«Найди растение по названию».
Цель: Называть и определять растение по названию.
Художественное творчество
-рисование на тему «Волшебный цветок» ; раскрашивание раскрасок по теме.
Конструирование «На участке детского сада»
Цель: упражнять в конструировании простейших конструкций (скамейка, стол, дорожка, забор) через разыгрывание простых сюжетов. Закрепить названия строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) и способы их соединения между собой. Воспитывать интерес к коллективной работе, дружелюбное отношение к сверстникам.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихов В. Степанова, Е. Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А. К. Толстой «Колокольчики мои…», Я. Колас «Цветок».
Загадывание загадок, заучивание стихов. Чтение сказки С. Маршака «Тихая сказка»
5 этап – рефлексия.
Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.
6 этап – перспективы.
Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.
Использованная литература:
1. Гербова В. В. "Занятия по развитию речи", 2010г.
2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.
3. Комратова Н. Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.
4. Воронкевич «Экологическое воспитание в детском саду»
5. https://www.maam.ru/detskijsad/pasport-komnatnyh-rastenii-v-detskom-sadu.html
6. https://vk.com/id206783638?z=photo-142666375_457281981%2Fwall206783638_449
Приложение 1
Досуг «Помоги растению».
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг.
Тренинг «Заряд бодрости».
Мои ушки слышат всё. Дети гладят ушки.
Мои глазки видят всё. Гладят глазки.
Я вдыхаю аромат цветов! Делают вдох.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. (Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него музыкальный цветок, который завял). Кто это к нам пришёл и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что же с тобой случилось?
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда – то таким красивым, как на картинке. (показывает картинку). А теперь он заболел и мне его очень жалко.
Воспитатель: Ребята, а вам жалко цветок? Давайте мы подарим цветочку ласковые слова (красивый, нежный, ласковый, яркий, милый, любимый, алый, хрупкий, весёлый, добрый). Молодцы! Но наш цветочек всё равно грустный. Давайте присядем на стульчики и расспросим Карлсона о цветке. Уважаемый Карлсон, где у тебя был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?
Карлсон: он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.
Воспитатель: Цветочек? Под ведром? Вот так Карлсон. Что же, ребята, он делал не так? Давайте подумаем. (под ведром нет света, тепла, воздуха и воды). Правильно, молодцы! Давайте поможем Карлсону. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка.
Игра «Что необходимо растению для роста?» (карточки – солнце, лейка, земля, воздух, батон, игрушка.) правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность, любовь, поэтому твоему растению, Карлсон, под ведром было неуютно, он завял.
Карлсон: больше я его под ведром держать не буду.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами? Я приглашаю вас в круг.
Психогимнастика «Я растение» (выполняется под медленную музыку). Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются, листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх, растение чувствует себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть цветами?
Карлсон: ребята, а вы не могли бы мне рассказать из каких частей состоит моё растение. Я ведь этого не знаю.
Воспитатель: Ребята с удовольствием сейчас тебе об этом расскажут. А помогут нам в этом чудо – картинки. (у растения в земле прячется корешок, от корешка идёт стебель. На стебле есть листья и цветы). Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья, цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил, Карлсон, что тебе рассказали дети? Ведь они старались.
Карлсон: запомнил, запомнил, а ещё я знаю, что цветы надо поливать. Вот как я это делаю (льёт на растение сверху, разбрызгивая воду).
Воспитатель: Подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветок неправильно поливал.
Карлсон: как погубить? Вы же сказали, что вода нужна для растения. Вот я и лью.
Воспитатель: Поливать, Карлсон, тоже надо правильно. Посмотри, как это будут делать дети (ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка).
Карлсон: Ура! Я теперь всё знаю, как правильно ухаживать за моим цветочком.
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Закройте глаза (листья у цветка Карлсона поднимаются) раз, два, три – посмотри!
Карлсон: ой, мой цветочек стал здоровым и весёлым. Спасибо вам, ребята, за урок по уходу за растениями. Теперь я буду делать всё правильно. А теперь мне пора улетать. Пока!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Что ему нужно для жизни (свет, вода, тепло, воздух? Мы с вами будем ухаживать за цветами в нашей группе и тихо, шепотом будем спрашивать: «Как вы себя чувствуете?»
Приложение 2
Беседы.
Строение комнатного растения.
Цель: Дать детям представление о комнатном растении - герань.
Задачи:
• Рассказать о строении цветка (стебель, листья, цветы).
• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
• Развивать умение наблюдать (сосредотачивать внимание на растении, на отдельных его частях, выделять характерные признаки).
Ход НОД
Воспитатель (вносит куклу и цветок): Дети, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Она что-то принесла.
Воспитатель (обращается к кукле): Даша, что это у тебя? (Это мой самый любимый цветочек.)
Воспитатель: А как он называется? (Он называется герань. Я хочу подарить его детям.)
Воспитатель: Тебе нравится цветочек, Маша? А тебе, Сергей?
Воспитатель: Что в этом растении вам больше всего нравится?
Дети: цветочки, листочки.
Воспитатель: Какого цвета листочки у герани?
Дети: зеленого.
Воспитатель: листочки у герани светло-зеленые и покрыты ворсинками. Вы можете их потрогать.
Воспитатель: Какого цвета у герани цветочки?
Дети: красные.
Воспитатель: цветы у герани бывают самые разные: белые, розовые и красные.
Воспитатель: А где растет герань?
Дети: на окне в горшке.
Воспитатель: Цветочки которые растут на окне в горшках называются комнатными.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра "Цветы"
Наши алые цветы распускают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Воспитатель: Давайте посмотрим какие части есть у цветка. (рассматривание макета цветка). У цветочка есть корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель: Как вы думаете зачем цветочку нужен корень? (листья, стебель).
Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с комнатным растением, только я забыла как оно называется?
Дети: герань.
Воспитатель: Кукле Даше пора возвращаться домой. Давайте скажем ей «спасибо» за такой чудесный подарок. Цветочек оставим в нашей группе, будем за ним ухаживать. А вы вечером расскажете своим папам и мамам, какое новое растение появилось в нашей группе.
Рефлексия.
Воспитатель: Какое это растение? Как за ним надо ухаживать?
Что необходимо растению для роста?
Цель: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения; формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями; помочь установить зависимость роста растений от температуры, влаги, света.
Ход.
Д/и с мячом «Назови три предмета»
Приход в гости Незнайки.
Незнайка: Ребята, я был здесь неподалеку и увидел ваш детский сад. Он такой большой, красивый… Я решил зайти и узнать, чем тут занимаются дети?
Воспитатель: Незнайка, мы рады тебя видеть, оставайся с нами и ты много интересного узнаешь. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.
Незнайка: Ребята, а я, вот, и не знаю, что такое комнатные растения?
Дети: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое комнатное растение. Скажите, а откуда они у вас появились?
Дети:
— Комнатные растения можно купить в цветочном магазине.
— Многие комнатные растения мы посадили и вырастили сами.
Незнайка: Ребята, какие у вас красивые комнатные растения. А что надо делать, чтобы они всегда были здоровыми и красивыми?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие условия необходимы для жизни растений?
Дети:
— Для роста растений необходимо тепло.
— Растения нужно поливать (рассказ и демонстрация).
— Растения нуждаются в рыхлении (рассказ и демонстрация).
— Необходимо опрыскивать и мыть листья растений (рассказ и демонстрация).
— Для роста растений необходим свет.
Как ухаживать за комнатным растеним?
Цель:
- Закрепить названия комнатных растений, правила и способы ухода за ними;
- Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Развивать умение слушать, вступать в диалог;
- Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям.
Ход.
Воспитатель:
— Я загадаю загадку, вы отгадайте ее:
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети: комнатные растения.
Воспитатель:
— Чем похожи комнатные растения?
Дети: у всех есть корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель:
— Что нужно всем растениям для роста?
Дети: свет, тепло, вода, воздух.
Физминутка «Цветы».
Говорит цветок цветку:
«Подними—ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай —
Утром солнышко встречай!
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
А теперь умойся, отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все день встречать во всей красе!
Вот какие красивые цветы!
(Дети выполняют движения согласно тексту)
Воспитатель:
— Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково?
Дети: нет!
Дети ухаживают за растением. Воспитатель смотрит за уходом, помогает при необходимости. После ухода инвентарь убирают на место.
Воспитатель:
— Ирина, как ты будешь ухаживать за геранью?
Ребенок: герань нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут завянуть. Пыль осторожно удаляют кисточкой.
Воспитатель:
— Егор, как ты будешь ухаживать за фикусом?
Ребенок: листья нужно мыть мокрой тряпочкой.
Воспитатель:
— Илюша, вспомни как нужно рыхлить землю?
Ребенок: аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже.
Воспитатель:
— Для чего нужно рыхлить землю?
Ребенок: чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли.
Воспитатель:
— Маша, как правильно поливать растения?
Ребенок: носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается
Воспитатель:
— Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель:
— Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.
Воспитатель: Теперь мы знаем, как правильно ухаживать за растениями.