Ирина Михнёва
Проект «Край, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Михнёва И. Н. - старший воспитатель 1-й кв. категории
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители.
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Тип проекта : по количеству участников – групповой, по длительности – долгосрочный.
Цель проекта : развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов Прибайкалья.
Публикация «Проект „Край, в котором мы живем“» размещена в разделах
Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание проекта.
Задачи:
1. Способствовать овладению познаниями особенностей культуры и быта жителей Приангарья, их традиций;
2. Развивать навыки исследовательской и поисковой работы;
3. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, речи, социальной активности;
4. Воспитывать патриотические чувства;
5. Формирование чувства любви к малой родине на основе изучения национальных культурных традиций
Для осуществления поставленных задач используем авторскую комбинаторную программу «Я живу в Прибайкалье», программу дополнительного образования «Этнография русских крестьян среднего Приангарья» О. П. Черных, Т. М. Лесничева. целью которых является приобщение к культуре коренных народов региона.
Реализация проекта позволила задействовать разные виды деятельности: познавательно- исследовательскую, речевую, продуктивную, трудовую, двигательно- игровую, музыкальную, а также погружение воспитанников в особую атмосферу, формировании у них творческих и духовных начал.
Что даст работа над проектом?
Для педагогов:
-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей;
-Обеспечение вариативности и разнообразия программ и организационных форм дошкольного образования;
-Формирование социокультурной среды;
-Повышение уровня педагогической компетентности;
-Поможет выявить творческие способности у дошкольников, развить социальную активность;
-Взаимодействие с родителями посредством создания совместного образовательного проекта.
Для детей:
-Формирование познания в области материальной и духовной культуры;
-Ориентирование в культурных, нравственных и социальных ценностях;
-Понимание значимости и ценности традиций народов Приангарья;
-Развитие исследовательских и поисковых навыков, инициативы;
-Создаст интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности.
Для родителей:
- Создание условий для участия в совместной познавательно- исследовательской деятельности;
-Интерес к истории и культуре народов Прибайкалья в процессе совместной исследовательской деятельности;
С целью оптимизации проектирования воспитательно-образовательного процесса были разработаны:
(Методическое обеспечение проекта)
1. Разработан перспективный план по теме проекта.
2. Разработан цикл занятий по этнографии, сценарии праздников и обрядов, оформлены картотеки народных игр, песен, закличек.
3. Согласно задачам и содержанию определены формы организации.
4. Оформлен мини- музей «Мой край родной»
Цель подготовительного этапа: Постановка проблемы, определение цели и задачи исследовательской работы; создание социокультурной среды.
Дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Только в процессе интересной деятельности дошкольники смогут познакомиться с духовно- нравственными ценностями сибиряков, освоить отдельные элементы быта, культуры: народных обычаях, обрядов и праздников, поверий и примет, особенности народного календаря, устного народного творчества, детского игрового фольклора.
Учитывая это, мы определили перспективу дальнейшего развития проекта, прежде всего это создание необходимых условий в социокультурной среде, подбор форм работы и видов деятельности с детьми. С целью привлечения внимания родителей к участию в проекте провели анкетирование «Традиции моей семьи».
Одним из главных условий формирования познавательного интереса к истории, культуре своего народа считаем - создание условий в социокультурной среде, представляющее собой пространство, отражающее культуру региона, включающую природные и культурособразные элементы. В соответствии с этим был подобран материал о быте и культуре народов Приангарья: иллюстрации, познавательная и художественная литература; предметы народных промыслов; оформлены коллекции «Куклы моих бабушек», «Марья искусница»; макеты (жилище бурят, русских сибиряков); альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Народная игрушка», «Матрёшки», «Деревянное зодчество», «Народное творчество», «Чудеса из бересты»; оформлен мини- музей «Мой край родной».
В группах старшего дошкольного возраста оформлены уголки по нравственно- патриотическому воспитанию «Я живу в Прибайкалье», где дети знакомятся с символикой города, с картами Иркутской губернии, области, Ангарской деревни (поселения братских людей). Дети с удовольствием посещают этнографический музей клуба «Искра», где имеют возможность поближе познакомиться с экспонатами быта сибиряков.
Цель основного этапа проекта : формирование познавательных и исследовательских навыков в процессе ознакомления с историей и культурой земляков.
Содержание работы основного этапа проекта осуществлялось по направлениям:
«Историческое прошлое родного края», «Традиции», «Обряды, праздники»
Исследуя историю родного края, дошкольники расширяют представления о родном крае (как жили сибиряки раньше, какими промыслами занимались, из чего шили одежду, какое строили жилище и т. д.). В исследовательской деятельности помогают собранные коллекции, иллюстративный материал, схемы, дидактические пособия, образцы промыслов и т. д.
В центре игры собран необходимый игровой материал для организации сюжетно- ролевой, театрализованной и режиссерской игры: кокошники, игровые поля, элементы костюмов, предметы быта. Организуя игры «Охота», «Путешествие в прошлое» моим воспитанникам приходится создавать игровую среду, решать проблемные ситуации, что в свою очередь развивает воображение и мышление.
В качестве основных средств мы используем все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Основные приоритеты в работе с детьми:
-Создание атмосферы национального быта;
-Широкое использование фольклора;
-Знакомство с праздниками и традициями народов Прибайкалья;
-Знакомство с достопримечательностями города и края;
-Знакомство с декоративно - прикладным искусством;
-Знакомство с народными играми (русскими, бурятами, эвенками).
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых людей. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.
Дети фиксировали свои находки в коллекциях (книги, иллюстрации, фотографии, альбомах, изготовлении макетов. Очень интересную информацию дошкольники получали, посещая занятия по этнографии клуба «Искра», где в процессе игровых заданий, посещения этнографического музей, познавательных сообщений, д/игр узнавали об устройстве жилищ, ремеслах, занятиях сибиряков (охоте, рыбалке, обрядах и праздниках.
В формировании исследовательских и поисковых навыков использовали интерактивные формы работы, такие как:
-Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего- либо. В процессе сбора коллекций у детей развиваются такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно- волевая, эмоциональная, действенно- практическая, творческая активность.
-Мини музей (макет) –создание продукта детского творчества по той или иной теме, как до, так и после ее изучения и существуют в группе непродолжительное или длительное время, в зависимости от их назначения и востребованности. (созданы макеты «Деревенское подворье», «Юрта», «Чум») В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем, не только он сам: каждый мини-музей – это результат общения, поиска, совместного творчества воспитателя, детей и родителей, что является особенно важным.
-Игры- путешествия - одна из интересных форм работы, в процессе которой развивается познавательная сфера дошкольников («Путешествие в прошлое родного края», «Они живут в Сибири»).
- «Мастерская», предполагающая совместную деятельность педагога с детьми, организацию рабочего пространства, на котором разворачивается совместная работа. (рисование «Народный костюм», лепка «Юрта», аппликация «Поясок», ручной труд «Оберег», создание альбомов: «Это было на Ангаре», «Мой край», «Народов дружная семья», «Фольклор народов Прибайкалья», «Орнаменты народов Прибайкалья», «Костюмы народов Сибири», «Народные музыкальные инструменты»; изготовление элементов костюмов; рисование и т. д.)
-Народные игры, которые как правило, связаны с праздниками, в ходе которых формируется у детей устойчивое отношение к культуре своего народа,
-Исследовательская деятельность, предоставляющая возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», устанавливать причинно-следственную связь.
На протяжении всего проекта родители активно помогали детям в сборе интересной информации о семейных праздниках, исторических фактах; создании коллекций, альбомов; изготовлении элементов народного костюма; были активными участниками народных и обрядовых праздников; создании «Книги народной мудрости»; участие в выставках семейного творчества «Пасхальное яичко», «Народные умельцы». Родители стали не только полноправными участниками педагогического процесса и у них появился интерес к истории и культуре земляков.
Итогом реализации проекта стали совместные мероприятия:
-Интеллектуальная игра Блиц - турнир «Путешествие в прошлое»;
-Фотовыставка «Семейные традиции»;
-Выставка народно- прикладного творчества «Народные умельцы земли сибирской»;
-Оформление мини – музея «Мой край»
Тесное сотрудничество позволило сблизить всех участников образовательного пространства в едином союзе, ориентированном на развитие познавательного интереса у дошкольников к истории, и культурному наследию народов, гармонизацию детско- взрослых отношений.
Литература:
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.
Авторская комбинаторная программа «Я живу в Прибайкалье». Коллектив МБДОУ «ДСОВ №47». Братск 2012.
Программа дополнительного образования Этнография русских крестьян. О. П. Черных, Т. М. Лесничева. Братск 2012.