Светлана Бостонова
Проект «Книжкина неделя» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Книжкина неделя"
Тип: краткосрочный, художественно-речевой.
Длительность проекта : 1 неделя
Возраст детей : старшая группа группа (дети 5-6 лет)
Место для проведения проекта : групповая комната.
Актуальность: Отсутствие интереса у детей к книгам.
Публикация «Проект „Книжкина неделя“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее важном значении в жизни человека. В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Не все дети любят слушать художественные произведения. Дети не имеют практически ни какого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу.
Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т. д. Все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения. Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.
Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности.
Цель проекта : формирование интереса и ценностного отношения к детской книге, привитие детям любви к ней.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей о многообразии книг.
2. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
3. Формировать у детей познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать.
Воспитывать бережное отношение, любовь к книге
4. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
5. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
6. Дополнить книжный уголок новыми книгами, портретами детских писателей.
Предварительная работа:
• тематическое оформление приемной, пополнение книжного уголка;
• подбор книг для "Книжкиной больницы";
• подбор портретов поэтов и писателей по возрасту;
• информирование родителей о проекте.
Итоговое мероприятие: Викторина по сказкам «В гостях у сказки».
Работа с родителями:
проведение консультации "Что читать дошкольникам"
Папка-передвижка " Как привить ребенку любовь к чтению "
Пополнение библиотеки группы.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с творчеством детских писателей, будут узнавать на портретах детских писателей, научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
Дети научатся бережно относиться и ремонтировать книги.
Будут оформлены: уголок «Книжкин дом» и выставка "Мой любимый герой", "Закладка для книжки своими руками", а так же фотоотчет о проведении проекта.
Родители воспитанников познакомятся с информацией по возрождению домашнего чтения.
Дети научатся играть в сюжетно-ролевые игры: "Книжкина больница", "Книжный магазин"
Этапы работы над проектом :
1 этап Подготовительный
Определение цели проекта и для ее решения задач, составление плана проведения недели книги.
Включение в планы дня мероприятия по проекту
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
Оформление и оснащение уголка «Книжкин дом».
Родителям предложено нарисовать совместно с детьми своего любимого героя и принести книгу для выставки.
2 этап Основной
Реализация проекта.
3 этап Заключительный
Оформление выставки "Мой любимый герой", "Закладка для книжки своими руками", а так же фотоотчет о проведении проекта.
Проведение анализа работы над проектом.
Образовательные области: речевое, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
1. Развитие речи: чтение произведений С. Маршака "Кошкин дом", В. Г. Сутеева "Под грибом", "Палочка-выручалочка", чтение стихотворений К. И. Чуковского.
2. Ознакомление с окружающим: знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака, В. Г. Сутеева, К. И. Чуковского. Рассматривание портретов, книг, иллюстраций.
3. Художественно-эстетическое развитие: аппликация "Закладка для книжки своими руками", рисование "Мой любимый герой", лепка - пластилинография "Украсим посуду для Федоры
4. Социально-коммуникативное: беседы "Какие бывают книги","Что такое библиотека", "Берегите книги".
Д/И " Доскажи словечко", "Из какой сказки герой", «Узнай героев", сюжетно-ролевые игры "Книжкина больница", "Книжный магазин"
5. Физическое развитие: П/И "Мыши водят хоровод", "Найди свой дом", "Кто быстрее под грибок"
План проведения недели книги.
День недели
Работа с детьми Работа с родителями
Первая половина дня Вторая половина дня
Понедельник Выставка книг
в книжном уголке.
Беседа: "Какие бывают книги"
Знакомство с творчеством С. Маршака, чтение произведения "Кошкин дом"
П/И "Мыши водят хоровод"
Пополнение библиотеки группы - предложить принести книги для книжного уголка.
Вторник Знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева, чтение "Под грибом", "Палочка-выручалочка" Рисование "Мой любимый герой",
П/И "Кто быстрее под грибок"
Оформление выставки "Мой любимый герой"
Среда Беседа: "Берегите книги".
Знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского, чтение его стихотворений.
Д/ И: "Узнай героев" Лепка - пластилинография "Украсим посуду для Федоры"
П/И "Найди свой дом"
Проведение консультации "Что читать дошкольникам"
Четверг Беседа: "Что такое библиотека?"
Д/И " Доскажи словечко" Сюжетно-ролевая игра "Книжный магазин" Папка-передвижка "Как привить ребенку любовь к чтению"
Пятница Д/И "Из какой сказки герой"Сюжетно-ролевая игра "Книжкина больница" Викторина по сказкам «В гостях у сказки».
Аппликация "Закладка для книжки своими руками"
П/И "Мыши водят хоровод"
Фотоотчет о проведении проекта
Приложение.
1. Беседа «Какие бывают книги»
Цель: знакомить детей с многообразием книг, учить бережно к ним относиться.
Ход:
Сюрпризный момент:
Педагог предлагает детям прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки.
- Дети, посмотрите в "Книжкином доме" появилось много книг. У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.)
Все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.
Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.
По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.
А знаете чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов?
Сейчас я вам расскажу кто пишет рассказы? стихи? сказки? (писатель, поэт, сказочник.)
А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая?
А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.)
Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (раскраски.)
Книги бывают разные и все они нам необходимы. Они наши помощники.
А как надо обращаться с книгами? (ответы детей)
2. Аппликация "Закладка для книжки своими руками"
Задачи: продолжать учить детей пользоваться клеем : набирать на кисточку, удаляя излишки клея, намазывать клей на бумагу. Развивать умение составлять композицию изображения. Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие.
Оборудование: разноцветные полоски картона; маленькие картинки с изображением зверей, игрушек; клей, кисти, подставки, салфетки.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша Нина Федоровна сегодня что-то невеселая. Что случилось, Нина Федоровна?
Помощник воспитателя: – Ребята, я вчера начала читала своему сыну сказку, но не дочитали, а решили прогуляться, а потом дочитать до конца. А когда пришли с прогулки, книга оказалась закрытой. Теперь не могу найти, где мы остановились при чтении.
2. Воспитатель: - Что же делать, ребята? Как же помочь Нине Федоровне? (Выслушать ответы детей). А когда мы найдем нужную страничку, как нам ее не потерять вновь?
3. Кажется, я знаю, как помочь. Обычно, когда люди читают книгу и приходится остановиться, они всегда кладут специальную закладку в книгу. У вас есть такая закладка? (Нет) Не переживайте, мы с ребятами научим вас делать закладку и сделаем себе. Ребята, согласны помочь Нине Федоровне? Тогда в путь. А чтобы нам веселей работалось, давайте сделаем зарядку.
4. Физминутка.
Покажите мне ладошки
И похлопайте немножко
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
На меня теперь смотрите
Точно так же повторите
Раз, два. Раз, два, три.
(показ любого движения).
А теперь покажем ножки
Раз, два. Раз, два, три.
Побежали по дорожке
Раз, два. Раз, два, три.
5. Проходите в нашу мастерскую. Ребята, а кто знает, что же такое закладка и как она выглядит? (Выслушать ответы детей). Да, ребята, закладка – это такой предмет, который можно положить в книгу, чтобы не потерять страничку, где читал. А форма закладки бывает разной. Сегодня мы будем делать вот такую закладку. Она выглядит как полоску, украшенная разными фигурками.
У вас на столах есть все, чтобы сделать закладку. Выберите, какого цвета полоску вы хотите, а в тарелочках есть разные фигурки для украшения. Подумайте, как вы украсите свою закладку. Кто уже придумал – приступайте к работе.
6. Практическая часть – украшение полоски, изготовление закладки.
7. Выставка всех закладок. Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась.
Помощник воспитателя : – Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня будет своя специальная закладка для книги и я никогда не потеряю страничку, на которой остановилась.
Воспитатель: - У ребят тоже будет такая закладка, которая им пригодится дома. А вот эту закладку мы оставим в группе.
Пусть наши закладки высыхают, а мы наведем порядок в нашей мастерской.
3. П/И "Мыши водят хоровод"
Цель: развивать двигательную активность, внимание.
Правили игры
Перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
4. Рисование "Мой любимый герой",
Задачи: учить детей изображать сказочных героев. Развивать у детей воображение творчество.
Материал: акварельные краски; кисть тонкая; подставки; клеёнки; салфетки.
Ход:
Воспитатель: Показывает детям отрывки знакомых сказок. Рассматривают выставку знакомых книг. Дети называют знакомые сказки.
Предложить закрыть глаза и представить, с каким сказочным героем хотели бы они встретиться.
Рассуждают. Рассказывают о том, что они хотели бы нарисовать.
Дети проходят на свои места. Поговорить с детьми о том, как пользоваться красками, чтобы рисунок был ярким и красивым.
Рисуют самостоятельно (во время самостоятельной работы воспитатель помогает детям каждому индивидуально).
По мере того, как дети заканчивают работу – они потихоньку наводят порядок на своих местах и выставляют свои рисунки.
Воспитатель:
-Кого мы сегодня рисовали?
-Вам тяжело было?
-Чья работа вам понравилась больше всего?
Молодцы ребята!
5. П/И "Кто быстрее под грибок"
Цель: учить детей бегать быстро, стараясь быстро по сигналу найти домик- "грибок". Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.
Правили игры: Под музыку дети бегают по залу. По сигналу воспитателя, необходимо занять место под "грибком" - определенное место.
6. Беседа: "Берегите книги".
Цели : закрепление знаний детей о книгах; уточнение знаний детей о предназначении книг; развитие бережного отношения к ним.
Ход: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к нашим книгам. Мы с вами много говорили о том, что книга- наш верный друг и как нужно относиться к книге. Давайте все вместе подойдем к книжной выставке и поздороваемся с книгами. (Дети подходят к выставке)
Здравствуйте, книги- наши друзья!
Рады мы встрече с вами всегда!
Будем вас мы беречь, уважать,
Вы нам помогаете мир узнавать!
-Сейчас я приглашаю всех за стол, где вас уже ждут ваши друзья-книги.
-Давайте, ребята, возьмем в руки книги и вспомним стихотворение, которое мы с вами учили.
Книга- верный,
Книга- первый,
Книга лучший друг ребят.
«Нам никак нельзя без книжки!»-
Все ребята говорят.
-Молодцы, ребята. Сейчас я вам буду загадывать загадки. Вы должны их отгадать и показать отгадки:
1. У стены большой и важный Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)
2. Страну чудес откроем мы И встретимся с героями.
В строчках На листочках, Где станции на точках. (Книга)
3. Озорные Человечки Превращаются в словечки.
Образуют предложения- Требуют уважения. (Буквы)
4. Легенда, предание народное, Ребята ее обожают.
Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. (Сказка)
-Ребята, мы с вами много читали сказок и родители вам их читают. Назовите сказки, которые вы помните. (Дети называют сказки)
5. С книжками мы все дружны! И ты, и я- читатели.
И, конечно, знаем мы, Что пишут их (Писатели)
-Да, ребята, у каждой книги есть свой автор (Писатель). Давайте полистаем книгу. Что еще мы в ней видим? (Картинки) С помощью картинки мы можем узнать, о чем написано в книге.
-Сейчас пришло время вспомнить о том, как нужно относиться к книге. (Ответы детей)
4. Итог занятия. -Ребята, сегодня мы еще раз поговорили о книге и о том, как нужно с ней обращаться. А еще, мы сделали доброе дело-«полечили» наши книги. В заключение нашего занятия, давайте вспомним стихотворение о бережном отношении к книге.
К книге надо относиться хорошо!
Не рвать, не мять, не рисовать,
А только открывать и читать!