Наталья Украинская
«Волшебное яйцо». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно – исследовательской деятельности «Волшебное яйцо»
Задачи:
• создать условия для формирования знаний о свойстве и качестве яйца: тонет, не тонет, хрупкое, вареное, сырое (познавательное развитие);
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; (познавательное развитие);
• обеспечить условие для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
• создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи (речевое развитие);
• создать условия для развития навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
Ход:
Дети заходят в группу, здороваются.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не необычного не замечаете в группе? Может что-то новое появилось?
Дети находят коробку.
Воспитатель: Как вы думаете, что может быть в этой коробке? Как узнать?
Дети высказывают предположение.
Воспитатель: Посмотрим, что в коробке?
Открывают коробку, а там корзинка с яйцами.
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог нам прислать корзинку яиц? А зачем, как вы думаете?
«Жили – были,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла нам не простое,
А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!»
Ребята, разъясните нам, пожалуйста, что за удивительное яйцо снесла нам курочка Ряба? Почему оно удивительное? Ваши дед и баба».
Воспитатель: О чём нас попросили дед и баба? – объяснить, почему яйцо удивительное.
Воспитатель: Поможем? Как мы это можем сделать?
Воспитатель: Давайте вместе разгадаем секреты удивительного яйца!
Воспитатель: Ребята, что такое яйцо?
Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.
Яйцо — это предмет овальной формы.
Воспитатель: Яйцо, ребята, считается символом жизни. А кто из вас знает, какую пользу приносят куриные яйца человеку? (ответы детей).
Воспитатель: Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, защищают от многих серьезных заболеваний. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.
Воспитатель: Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей). Их несут только куры? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам открою секрет, яйца несут не только птицы, яйца несут животные и пресмыкающиеся.
Игра с фонариком.
Воспитатель: Берите по яйцу. С обратной стороны посветите фонариком и скажите, кто живёт у вас в яйце?
Дидактическая игра «Чье это яйцо».
Курица – куриное
Утка – утиное
Гусь – гусиное
Перепелка – перепелиное
Змея – змеиное
Черепаха – черепашье
Крокодил – крокодилье
Пингвин – пингвинье
Страус - страусинное.
Воспитатель: Ребята, а что внутри яйца, вы знаете? Ответы детей: белок, желток, скорлупа.
Воспитатель: Хотите взглянуть?
Опыт № 1 «Что внутри».
Воспитатель: Аккуратно, ложкой разбейте яйцо посередине и вылейте в блюдце. Воспитатель: Посмотрите, из чего состоит яйцо? Что мы видим в центре? - желток
Воспитатель: Какой желток? (желтый, круглый….).
Воспитатель: Что вокруг желтка? (белок).
Воспитатель: Какой он? (прозрачный, жидкий).
Воспитатель: Сырое яйцо какое?- жидкое.
Воспитатель: Как называется оболочку яйца? - скорлупа.
Воспитатель: Какая она? - Она хрупкая, ломкая, тонкая.
Воспитатель: Из каких элементов состоит яйцо? - скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке.
Дети проходят за столы.
Опыт № 2 «Тонет, не тонет».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. Аккуратно опускаем яйцо в один из стаканов. Что мы видим? (ответы детей).
Воспитатель: Почему? – яйцо тяжелее, чем вода
Воспитатель: Значит, сырое яйцо тонет в пресной воде!
Воспитатель: А теперь во второй стакан добавьте в воду 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Яйцо осторожно достаньте при помощи ложки и опустите его в стакан с солёной водой. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды).
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Потому, что его яйцо поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. У нас в Хакасии есть удивительное озеро Тус, в нём сильная концентрация соли, утонуть в нём невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая, и человек может спокойно лежать на поверхности воды.
Воспитатель: А теперь, добавьте в стакан с соленой водой пресной воды, что увидели? (яйцо плавает посередине).
Воспитатель: В пресной воде яйцо что сделало? - утонуло,
Воспитатель: В сильно соленой воде яйцо утонуло? – нет, плавает на поверхности,
Воспитатель: А в слабо соленой воде? – плавает посередине.
Опыт № 3 «Сырое - варёное».
Воспитатель: Осторожно вытащите яйцо из воды, положите на салфетку.
Воспитатель каждому кладёт еще по одному яйцу.
Воспитатель: Перед нами 2 яйца, одно сырое, другое вареное. Как узнать, которое из них сырое, а которое вареное? (ответы выслушиваются).
Воспитатель: Возьмите одно яйцо и попробуйте вращать его на столе. Теперь другое.
Воспитатель: Как вы думаете, какое яйцо сырое, какое варёное? Как они вращалось? (ответы детей)
Воспитатель: Яйцо, которое вращалось неуклюже, лениво, медленно – это сырое, т. к. желток и белок внутри болтаются, мешают яйцу раскрутиться. А яйцо, которое вращалось легко и быстро - вареное.
Воспитатель просит варёные яйца положить назад в корзинку.
Дети выходят на ковёр, воспитатель просит детей разделиться на пары. Каждая пара выбирает себе конверт, в котором «Коломбово яйцо» и схема фигуры.
Игра «Коломбово яйцо»
Воспитатель: Из частей коломбового яйца вы должны составить фигуру.
Воспитатель: На что походит ваша фигура?
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы помогли деду с бабой? Объяснили им, почему яйцо удивительное? Как? (ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось, что вызвало затруднение?
Воспитатель: Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико на яйце, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным.