Елена Гаркавцева
Проект «Книжкина неделя» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Существует замечательный праздник книги, но посвященный детским произведениям. Международный день детской книги – празднуется второго апреля и отмечается во всем мире. Предложила проводить этот замечательный день известная писательница Йелла Лепман, основательница Международного совета по детской книге.
Дата была выбрана не случайно, так как это день рождения замечательного писателя детских произведений Ганса Христиана Андерсена. В детстве маленькому Гансу папа часто читал сказки. И, повзрослев, он всю свою жизнь решил посвятить написанию произведений для детей. Его творения пользовались таким большим успехом, что были переведены на множество языков. Поэтому я решила приурочить свой проект «Книжкина неделя» к этой дате.
Публикация «Проект „Книжкина неделя“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Актуальность
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, мы особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.
Мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.
Вид, тип проекта : краткосрочный, творческий педагогический, художественно – речевой.
Длительность проекта : 1 неделя
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к книгам.
Задачи:
Продолжать формировать у детей интерес к книге;
Учить внимательно, слушать и слышать произведение;
Формирование интереса и потребности в чтении книг;
Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса;
Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе;
Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности
Участники проекта :
Дети 4–5 лет;
Воспитатель – Гаркавцева Елена Михайловна;
Родители воспитанников.
Работа с родителями
Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду;
Повышение родительской компетентности в процессе детского чтения.
Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»
Печатная информация для родителей.
Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 7», помещение средней группы.
Ожидаемые результаты от реализации проекта :
Повышение у детей интереса к художественной литературе.
Раскрытие творческих способностей школьников.
Развитие связной речи, мышления, воображения
Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Предварительная работа с детьми:
тематическое оформление групповой комнаты;
рисование совместно с родителями героев любимых сказок,
чтение детских сказок, рассказов, стихов,
тематические книжные выставки;
подбор портретов поэтов и писателей.
Атрибуты и инвентарь:
портреты детских писателей;
портреты писателей – сказочников;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
аудиозаписи произведений;
настольно-печатные игры;
иллюстрации к произведениям;
проектор и магнитофон.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Деятельность педагога
Ввод детей в проблемную ситуацию.
Формулирование проблемы.
Формулировка поставленных задач.
Оформление выставки книг.
Деятельность детей
Вход в проблему.
Обсуждение проблемной ситуации.
Принятие задач, внесение дополнений.
Практический этап
Деятельность педагога
Организация деятельности детей :
- познавательно- речевая;
- художественно-творческая;
- игровая;
- совместная работа с родителями.
Деятельность детей
Активное участие во всех видах запланированной деятельности.
Итоговый этап
Деятельность педагога
Организация выставки продуктов детской и взрослой творческой деятельности.
Организация инсценировки по сказке «Теремок».
Деятельность детей
Участие в подготовке и проведении инсценировке сказки.
Перспективное планирование работы по проекту
День первый (День Г. Х. Андерсена)
1. Беседа «Добрый сказочник Г. Х. Андерсен» (презентация)
Цель: познакомить детей с творчеством Г. Х. Андерсена.
2. Игра-конкурс «Лукошко со сказками»
Цель: Развивать память, внимание, навыки командной игры, взаимопомощи.
3. Игра «Узнайте героя сказки» с использованием мультимедийной презентации.
Цель: закрепить знания детей о прочитанных сказках.
4. Игра «Кому принадлежит предмет»
Цель: закрепить знания детей о героях сказок.
5. Сюжетно – ролевая игра в строительном уголке «Строим библиотеку»
Цель: учить выполнять знакомую постройку по инструкции, закреплять приобретенные умения, учить действовать сообща.
6. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
Цель: поддерживать интерес к знакомым произведениям.
7. Прослушивание аудиосказок «Дюймовочка», «Огниво».
Цель: учить внимательно слушать и сопереживать героям.
День второй (День К. И. Чуковского)
1. НОД «Путешествие в страну Чука» (по произведениям К. И. Чуковского).
Цель: продолжать знакомство детей с творчеством К. И. Чуковского; развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений; учить рассказывать отрывки из произведения по иллюстрациям; воспитывать интерес и любовь к художественной литературы
2. Дидактическая игра с элементами подвижной игры «Путаница»
Цель: Закреплять знания о фауне различных климатических зон Земли, развивать навыки командной игры.
3. Дидактическая игра «Телефон»
Цель: развитие речевого диалога, слухового восприятия, используя знания содержания сказки.
4. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Сюжет «Заболел зайчик»
Цель: закреплять умение детей выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом, обогащать сюжет игры.
5. Чтение стихотворения «Доктор Айболит», «Телефон».
Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию; поупражнять в инсценировании отрывков из произведений.
6. Прослушивание аудиозаписи «Федорино горе»
Цель: формировать у детей умение пересказывать или рассказывать наизусть понравившиеся отрывки из стихотворения, рассказывать о поступках героев, произошедших с ними событиях.
7. Беседа с детьми: «Какие бывают книги?»
Задачи: Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям;
обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений;
уважать труд людей изготовивших их.
8. Совместная выставка рисунков детей и родителей.
День третий (день А. Л. Барто)
1. Беседа «Знакомство с творчеством и биографией А. Барто»
Цель: познакомить детей с творчеством А. Л. Барто; учить высказывать суждения о прочитанном; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе
2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин».Сюжет «Магазин игрушек»
Цель: учить детей использовать в игре свои знания и свойствах предметов, правилах выбора подарка; учить разворачивать ролевые действия, использовать в игре свои знания и личный опыт.
3. Чтение произведений А. Л. Барто, рассматривание иллюстраций.
Цель: Обучать детей умению воспринимать произведение литературы, приобщать к процессу познания.
4. Рисование «Игрушки»
Цель: развивать умение видеть форму, цвет, создавать сюжетные композиции.
5. Беседа «Откуда приходят книги».
Цель: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, воспитывать бережное отношение к книге.
6. Дидактическая игра «Подбери правильно атрибуты любимых героев»
Цель: закрепить знания о любимых героях.
День четвертый (день С. Я. Маршака)
1. НОД "В гостях у писателя С. Я. Маршака"
Цель: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях; продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки; воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?».
Цель: активизировать словарь, поддерживать интерес детей к профессиям библиотекаря, художника-иллюстратора, писателя, развивать мыслительные процессы.
3 Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Сюжет «Книжный магазин».
Цель: совершенствовать умение детей объединяться в игровые подгруппы, побуждать детей играть вместе, развивать речь, любовь к книгам; учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
4. Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель: учить детей действовать в соответствии с игровым сюжетом, передавать повадки кошек, работать над повышением пластичности движений, учить передавать эмоции через мимику и жесты.
5. Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница».
Цель: предложить детям рассмотреть книги, выяснить, какие книги нужно ремонтировать, предположить почему порвались книги, что стало причиной, рассказать как правильно обращаться с книгами. Организовать работу по «лечению книг».
6. Рассматривание иллюстраций к произведениям.
Цель: учить узнавать знакомых героев, Рассказывать о них.
7. Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Цель: учить сопереживать героям.
День пятый (День сказки)
1. Беседа на тему «Какие сказки?»
Цель: закрепление знаний о содержании произведений.
2. Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»
Цель: учить составлять описательный рассказ о героях сказок, учить разгадывать загадки-описания.
3. Литературная викторина по сказкам.
Цель: закрепить знания детей о сказках, развивать активность, речь, умение передавать характерные черты сказочного героя.
4. Конкурс рисунков: «Мой любимый герой».
Цель:учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида героев.
5. Инсценировка сказки «Теремок»
Цель: учить детей играть коллективно, распределять роли; развивать связную речь и творческую самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Цель: продолжить знакомство с трудом библиотекаря, в ходе игры закрепить правила обращения с книгой.
7. Подвижная игра «Гуси-гуси»
Цель: развивать у детей диалогическую речь, формировать умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Итоги реализации проекта :
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей,
научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов, познакомились с иллюстраторами детской книги. У детей повысился уровень интереса к художественной литературе. Был организована совместная тематическая выставка детей и родителей по произведениям К. И. Чуковского.
В ходе проекта научились ремонтировать книги.
Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.