Альбина
«Первоцветы». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и природой
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Дать детям представление о первоцветах нашего региона, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями уточнять и расширять представления о первых цветах весны. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: картинки с изображением первоцветов.
Методика проведения.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я нашла в группе письмо, давайте прочтем кому он, и что там написано. (воспитатель читает письмо)
«Воспитанникам старшей группы от Весны».
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я, Весна, приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие.»
Воспитатель: Хотите отправиться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы полетим в путешествие на воздушном шаре.
Воспитатель приглашает детей занять места в корзине шара.
Воспитатель: Тут еще написано: чтобы подняться в воздух, вам нужно отгадать мою загадку. (отгадывание загадки)
Воспитатель: Из - под снега вышел друг и весной запахло вдруг?
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Правильно, ребята, подснежник. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.
Воспитатель: Один из первых весенних цветков называется крокусом. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом.
Мы с вами поднялись в воздух и видим пеструю полянку! (воспитатель показывает картинку «полянка») Ребята, хотите рассмотреть первоцветы поближе?
Дети: Да! (спускаются и выходят из корзины)
Воспитатель: Все-все про первоцветы узнать и ничего не пропустить нам поможет табличка-алгоритм.
Воспитатель: Остановка первая. Кто знает название этого цветка? (показывает картинку)
Дети: Хохлатка.
Воспитатель: Хохлатка – растение с тонким, почти незаметным ароматом, все цветы похожи друг на друга, имеют схожую окраску. Какую?
Дети: Фиолетовую.
Воспитатель: Да, а еще иногда встречаются розовые и желтые хохлатки. Как вы думаете, какого размера этот цветок?
Дети: Маленького.
Воспитатель: Правильно.
Давайте поиграем в игру «Собери растение».
Дети собирают изображение растения из частей.
Воспитатель: Из каких частей состоит это растение?
Дети: Корень, стебель, листья, цветок
Воспитатель: Молодцы! Хохлатка расцветает одной из первых, лишь только сойдет снег. Как выдумаете, ребята, если хохлатка растет в лесу, какие ей нужны условия для роста?
Дети: Хохлатка не требует много тепла и света, не нуждается в поливе.
Воспитатель: Размножается этот маленький цветок семенами. Одно растение может набросать в землю вокруг себя семян на целую полянку. Хохлатки редко встречаются поодиночке, как правило, образуют густой ковер.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем может быть полезен этот первоцвет?
Дети: Насекомые собирают нектар.
Воспитатель: Правильно. А еще его используют в народной медицине. Это лекарственное растение. Как вы думаете, можно самостоятельно лечиться хохлаткой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно отравиться.
Воспитатель: Да, ребята, лекарственные растения нужно употреблять только по назначению врача и только так, как написано в рецепте.
Физкультминутка (под музыку)
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел. (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром улыбнется –
Одуванчик в шесть проснется. (покружиться).
Воспитатель: Продолжаем путешествие, ну, а чтобы продолжить путешествие, нужно отгадать загадку.
И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку
Дети. Мать-и-мачеха.
Воспитатель: (картинка «Мать-и-мачеха»)
Это мать-и-мачеха. Какое странное название у этого цветка. МАТЬ и МАЧЕХА. Как вы думаете почему?
(ответы детей)
Все дело в необычных листьях этого цветка. С одной стороны они покрыты мягким пушком, нежные как прикосновение мамы. А с другой стороны – гладкие и холодные, как руки мачехи. Вспомните сказку про Золушку, или Белоснежку, или Морозко. Мама всегда добрая и нежная, а мачеха злая и вредная.
Воспитатель: Еще один лесной первоцвет – медуница (воспитатель показывает картинку). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. На одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и очень холодной погоды закрываются. Это способствует сохранению пыльцы и их сохранению при неблагоприятной погоде.
Воспитатель: Ребята, а кроме лесов и полян, где еще можно встретить первоцветы?
Дети: В цветнике.
Воспитатель: Правильно. Есть и садовые первоцветы. Садитесь в корзину воздушного шара, отправляемся к весеннему палисаднику.
Интерактивная игра «4й – лишний»
Посмотрите-ка, ребята, что-то здесь не так. Тюльпан, нарцисс, крокус, роза.
Дети: Роза – лишняя, так как это летний цветок, не первоцвет.
Воспитатель: Молодцы! А вот тюльпаны, нарциссы и крокусы объединяет не только время их цветения, но и корни у них представляют собой луковицу, размножаются они деление луковицы.
Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются»
Дети: Отличия: различные цвета, размер, отличные по форме листья и цветы. Сходства: части растений, растут на клумбе, цветут в апреле, свет необходим, а полив не нужен, используется для украшения территорий и интерьеров, т. к. долго стоит в срезке.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали много нового, теперь нам пора возвращаться в группу.
Итоговая часть:
Воспитатель: Спасибо весне за путешествие! Ребята, чему оно было посвящено? (Первоцветам.) О каких первоцветах мы говорили? (Подснежник, хохлатка, ветреница, сон-трава, медуница, тюльпан, нарцисс, крокус)