Лучший педагог года

Проект «Как я узнаю мир» для детей старшего дошкольного возраста

Эльвира Таирова
Проект «Как я узнаю мир» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Как я узнаю мир» для детей старшего дошкольного возраста

Таирова Эльвира, г. о. Мытищи», 2020-2021г. г.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, игровой

Продолжительность проекта : долгосрочный

Сроки реализации: 6 месяцев (октябрь - март)

Участники проекта : дети подготовительной группа, педагоги, родители воспитанников

Публикация «Проект „Как я узнаю мир“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проекта : не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого материала сшито платье или брюки. Мы знаем, что свитер связан из шерсти, и он мягкий и приятный на ощупь, а сапоги из кожи жесткие и холодные. Мы пользуемся своими органами чувств, не задумываясь о том, какое значение их развитие имеет в формировании умственных способностей человека. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка невозможно без накопления опыта 5 органов чувств. Именно через них ребенок, рождаясь, осваивает окружающий мир.

Это:

• Зрение

• Слух

• Обоняние

• Осязание

• Вкус

Собирая и утончая свои ощущения, у ребенка формируются первичные представления об окружающих его предметах и явлениях. Чем больше ребенок получает ярких и сильных ощущений, тем богаче опыт познания предметов и явлений, их свойств, и наиболее эффективно это познание осуществляется через исследовательскую деятельность, где ребенок выполняет двойственную роль, выступая и исследователем, и объектом собственного исследования. Следовательно, нам, взрослым, следует создать такие условия, при которых ребенок сможет свободно и активно изучать окружающий его мир, прислушиваясь к себе, своим возможностям. В этом проекте реализовываются задачи развития у детей всех пяти органов чувств, а также детям необходимо дать знания, как беречь и развивать эти органы чувств, показать способы исследования собственных органов чувств в ходе экспериментирования и игр.

Цель проекта : формировать представления детей о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека и животных, и способах их развития и сбережения.

Задачи проекта :

- развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья органов чувств;

- развивать зрительное, слуховое, вкусовое восприятие окружающего мира, обоняние и осязание посредством исследовательской деятельности;

- развивать игровую, познавательную и самостоятельную деятельность дошкольников; способствовать развитию уверенности в себе;

- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями;

- привлечь родителей к поиску информации для детей об органах чувств человека и животных, активизировать их к совместной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к органам чувств, доброжелательное отношение к людям с ограниченными возможностями, развивать способности к сопереживанию.

Предполагаемый результат:

- дети имеют представление об органах чувств человека, знают их

основные функции;

- дети демонстрируют умение решать поставленные задачи в поисковой, практической и творческой деятельности, отражают результаты в продуктивной деятельности;

- знают, как беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;

- проявляют эмоциональную отзывчивость на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

- владеют необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

- проявляют любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

Новизна проекта : возникновение желания заботиться о себе, своих органах чувств и воспитание привычки к ведению здорового образа жизни может быть следствием самостоятельного изучения своего организма посредством игр, упражнений и занятий, и неразрывно связано с пониманием и осознанием себя как части окружающего мира.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

- постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;

- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике;

- оформление картотек

- разработка плана реализации проектной деятельности с детьми, родителями, специалистами, консультативные встречи с родителями – докторами.

2. Основной:

Месяц Содержание деятельности

Октябрь

Зрение - Просмотр презентации «Наши помощники - органы чувств»

- Беседы «Зачем человеку глаза?», «Как заботиться о глазах», «Приборы – помощники зрения», «Слепые люди», «Собака-поводырь»;

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение Э. Мошковская «Доктор, доктор…», Н. Кнушевицкая «Глаза», Н. Орлова «Телевизор»

- Экспериментирование:

• определи, что больше?

• строение глаза

• глаза умеют различать цвет, форму, размер, расстояние до предмета

• глаза выражают настроение глаза умеют читать и считать

• глаза умеют принимать сигналы

• определение реакции зрачков на различную степень освещённости

- Дидактические игры «Ближе- дальше», «Больше – меньше», «Угадай по описанию»

- Выставка книг по теме проекта

- Составление правил «Как беречь свои глаза».

- Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит», «Белка», «Дождик», «Наши глазки».

- Игра «Мигалочки».

- Сюжетно-ролевая игра «На приеме у офтальмолога».

- Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком», «Слепой и поводырь»

- Игра-медитация «Радуга»

- Консультация для родителей «Как осанка может влиять на зрение ребенка»

Ноябрь

Слух - Беседа «Зачем нам уши?», «Откуда берется звук?»

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение Э. Мошковская «Доктор, доктор…», Н. Орлова «Телевизор», Н. Кнушевицкая «Уши», С. Волков «Шелестит листвой берёзка»

- Экспериментирование:

• рассматривание уха товарища;

• острота слуха и ее изменение при разных ситуациях

• влияние шума на остроту слуха

• телефон своими руками

• музыка воды

• получи звук

- Дидактические игры «Угадай мелодию», «Угадай звук природы», «Угадай звук животного», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Скажи тихо, громко», «Когда лучше слышно и почему?», «Глухой телефон», «Угадай, кто зовет», «Лучшее подражание животному»

- Музыкально-дидактическая игра «Отгадай, где путешествовал Мишка».

- Экскурсия в медицинский кабинет

- Игра-медитация «Запах лунного цвета»

- Продуктивная деятельность «Такие разные уши» (у животных).

- Составление правил «Как беречь свои уши».

- Самомассаж «Ушки», «Зарядка для ушей, «Наши ушки»

- Подвижная игра «Жмурки»

- Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета офтальмолога», изготовление атрибутов для игры

- Совместная творческая работа с родителями «Музыкальный инструмент своими руками»

Декабрь

Вкус - беседа «Для чего нужен язык»

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение - Экспериментирование:

- внешний вид языка;

- язык воспринимает вкус пищи;

- язык участвует в образовании речи;

- язык участвует в пережёвывании пищи;

- как передаются микробы от человека к человеку;

- микробы боятся мыла;

- Дидактическая игры «Как органы чувств человека помогают друг другу», «Узнай на вкус», «Подарки для Карлсона», «Гости Карлсона», «Если сделаю так», «Найди пару», «Умный поварёнок».

- Артикуляционная гимнастика

- Самомассаж для спины «Свинка»

- Сюжетно-ролевая игра «Повара на кухне», изготовление атрибутов для игры.

- Продуктивная деятельность лепка «Овощи для салата».

- Игра – медитация «Вкус лунного света».

Январь

Обоняние - Беседы «Орган обоняния – нос», «Для чего нам нужен нос?»

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение художественной литературы Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», В. Берестов «Как найти дорожку» (отрывок, В. Бианки «Чей нос лучше?», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Е. А. Пермяк «Про нос и язык»; рассматривание иллюстраций животных, птиц, сказочных персонажей, фотографий людей «Какие носы бывают?»

- Экспериментирование

«Воздух внутри человека»

«Чудо нос»

• внешний вид носа

• рассматривание носа друг у друга

• познакомить со строением носа.

- Дидактическая игра «Узнай по запаху».

- Составление правил «Как сохранить обоняние»

- Дыхательные упражнения «Воздух», «Волшебный напиток», «Ветерок», «Булькание»

- Самомассаж «Веселые носики», «Поиграем с носиком»

- Сюжетно-ролевая игра: сюжет «На приеме у отоларинголога», изготовление атрибутов для игры

- Продуктивная деятельность рисование «Буратино»

- Составление совместно с родителями подборки для чтения «Носы и носики»

Февраль

Осязание - Беседы «Для чего нужна кожа?», «Как мы узнаем предмет

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая «Кожа».

- Экспериментирование

• отгадай предмет на ощупь

• лаборатория «Наураша» : Температура

• Куда исчез крем

• ущипнуть себя

- Дидактические игры «Пальчики – узнавальчики» (овощи – фрукты, из чего сделан предмет, «Волшебный мешочек», «Ласковые лапки» - определить ткань, «Что могут руки?»

- Продуктивная деятельность - рисование ладошки

- Составление правил «Чистота кожи»

- Самомассаж для рук «Строим дом»

- Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета дерматолога», изготовление атрибутов для игры

- Пальчиковые игры

- Подготовка совместно с родителями «Какая бывает кожа. Люди и животные»

Март Составление описательных рассказов о внешности своих друзей

- Отгадывание и загадывание загадок, чтение

Дидактическая игра «Покажи, какой орган, что помогает почувствовать», «Если сделаю так».

Игра-ситуация «Учимся содержать в чистоте свои органы чувств».

Оздоровительное мероприятие «Путешествие в страну «пять помощников»

Загадывание загадок об органах чувств.

3. Заключительный этап проекта :

В результате реализованного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности. Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительную динамику. Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей об органах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.

Продукты проекта :

Фотоколлаж «Как я забочусь об органах чувств»

Выставка музыкальных инструментов, изготовленных своими руками

Памятки «Берегите глаза», «Берегите нос», «Берегите уши», «Правила чистой кожи», «Забота о языке»

Атрибуты для игры «Больница»

Литература:

1. Т. А. Тарасова «Я и мое здоровье» / Занятия, упражнения и дидактические игры

2. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

4. Е. И. Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада»

5. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва, 2004.

6. Е. И. Николаева «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада

7. Иванова А. И. Программа развития «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.»

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Краткосрочный проект «Почта»Разработчик проекта: Голудина Алла Александровна, воспитатель. Руководитель: Земляк Екатери на Анатольевна,.

Проект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: творческий, долгосрочный (сентябрь – май). Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лук от семи недуг» Цель проекта: Создать в группе детского дома огород на подоконнике. Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путь к звёздам» Вид проекта: иследовательско-познавательный Продолжительность:неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели,.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя» Цель: формировать у детей интерес к книге. Задачи: - расширять.

Проект «Корзины Осени» для детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться содержанием проекта "Осенние корзины". Ранее я публиковала сценарий праздника "Корзины Осени", как итог этого проекта..

Проект «Это загадочный космос» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Это загадочный космос» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Мажова Светлана Александровна – воспитатель старшей (4-7 лет) разновозрастной группы. Срок реализации проекта: март-апрель 2022.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Зимушка. Зима» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрёшка» ЗАЩИТА ПРОЕКТА «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Праздник «АХ,МАТРЁШЕЧКА-МАТРЁШКА» Слайд 1 презентации «Русская матрёшка» Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Как я узнаю мир» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2023 в 22:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД