Светлана Силкина
Проект по формированию КГН у детей с ОНР «Я расту здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение здравоохранения “Тамбовский областной специализированный
дом ребёнка”
ПРОЕКТ
по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов с применением инновационных технологий
“Я расту здоровым”
Автор проекта :
воспитатель Силкина С. Е.
Тамбов 2019
Содержание
Актуальность…. ….
Цель и задачи…. ….
Этапы реализации проекта…. …
Перспективный план…
Мониторинг….….
Публикация «Проект по формированию КГН у детей с ОНР „Я расту здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Список используемой литературы…. ….….
Приложения:
1. Конспекты занятий….….
2. Консультации для педагогов и родителей…. ….
3. Потешки…. ….
4. Дидактические игры…
5. Рекомендации и памятки для родителей…
6. Диагностический инструментарий…. ….
Проблема: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий:
- здоровьесберегающие технологии : пальчиковая гимнастика, различные дыхательные упражнения, прогулки.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- технология индивидуализированного обучения;
- коррекционные технологии: сказкотерапия.
Актуальность
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями с трудом и большой задержкой усваивает культурно-гигиенические умения и навыки. Коррекционная работа включает многократные тренировки по их усвоению. Очень важна последовательность в обучении. Например, ребенку легче сначала научиться мыть руки, намыливая их до появления пены, а на следующем этапе - умывать лицо. В период обучения тем или иным умениям исключают любые неприятные ощущения, которые могут вызвать стойкое нежелание делать что-либо.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно создание данного проекта будет способствовать развитию навыков самообслуживания, расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.
Именно поэтому я решила работать над темой: ”Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов раннего возраста”. В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей.
Цель проекта : Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя во время еды, учить держать ложку в правой руке, самостоятельно пить из бокала.
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Формировать культурно-гигиенические навыки пользования индивидуальными предметами (салфеткой, полотенцем)
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Методы и формы работы :
• Личный пример
• Игровые ситуации
• Чтение потешек и стихотворений
• Дидактические игры
• Оснащение предметно - пространственной среды
• Рекомендации и консультации для родителей (кровных и пнциальных)
Ожидаемый результат:
Овладение культурно-гигиенических навыками и навыками самообслуживания детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях дома ребёнка.
• Дети при помощи взрослого моют руки, пользуются мылом, насухо вытираются после умывания.
• Правильно пользуются индивидуальными предметами (салфеткой, полотенцем).
• Умеют правильно пользоваться ложкой (умеют держать ложку в правой руке, бокалом.
Тип проекта : долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта : март - июль 2019
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий :
- здоровьесберегающая (коммуникативные игры; подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения)
- социоигровые (игры-драматизации)
- информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы)
Участники проекта : дети группы “Гусельки” от 1 года до 2,5лет, воспитатели.
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
• Наблюдение за детьми и проведение первичной диагностики.
• Определение цели и задач.
• Составление плана работы.
• Разработка содержания проекта (конспекты занятий, консультации для педагогов и родителей - приложения 2,5).
• Подбор методической и художественной литературы (приложения 3,4)
2. Основной:
• Выполнение плана работы с детьми.
• Совместная образовательная работа с детьми, воспитателями для решения поставленных задач.
• Совершенствование предметно-развивающей среды.
3. Заключительный:
• Подведение итогов работы по проекту (итоговая диагностика, мониторинг).
• Презентация проекта.
1 этап – организационный
Деятельность педагога Деятельность детей
Наблюдает за детьми.
Проводит первичную диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры. Выполняют поручения.
Играют.
2 этап – основной
Вводит в игровую ситуацию, формулирует проблему.
Организует занятия.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при выполнении занятий.
Привлекает других воспитателей.
Описывает и анализирует работу над проектом. Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
3 этап - заключительный
Деятельность педагога Деятельность детей
Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит итоговую диагностику. Закреплены процессы умывания, одевания, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Проявляют самостоятельность в процессе умывании, кормления (пользуются ложкой, пьют из бокала при минимальной помощи взрослого).
Все занятия будут реализовываться в общеобразовательной деятельности, в совместной и индивидуальной работе с детьми.
Перспективный план воспитания культурно-гигиенических навыков
февраль - июль 2019
Месяц Тема Программное содержание Формы работы
февраль С 20 по 28 февраля Первичная диагностика сформированности уровня КГН и определение программного материала.
Март
1 неделя
“Ладушки, Ладушки”
Учить делать хлопки руками. Игра “Похлопаем в ладоши” (поймай бабочку)
2 неделя “Вышел пальчик погулять” Учить сгибать и разгибать пальцы для отработки навыков мытья рук и умывания Пальчиковая гимнастика “птички”
3 неделя “Разогреем ладошки” Учить тереть ладошки друг о друга Игра “Покатай палочку”
4 неделя “Пожалеем ладошки” Учить отрабатывать навык мытья рук и захвата ложки. Дидактическая игра “Покорми куклу”
Апрель
1 неделя “Чистая вода отмоет руки чисто” Учить мыть руки с помощью взрослого вызывать положительные эмоции Потешка “Водичка-водичка”
2 неделя “Я красивая ложка -подержи меня немножко” Учить держать ложку Игра с деревянной ложкой
Месяц Тема Программное содержание Формы работы
3 неделя “Да здравствует полотенце пушистое ” Учить пользоваться полотенцем Сказка “Какое я пушистое”
4 неделя “Чистюля” Учить пользоваться салфеткой (вытирать рот) Дидактическая игра
“Покорми Зайку”
Май
1 неделя “Друзья – мыло душистое и полотенце пушистое ” Закрепить навык мытья рук и вытирание их полотенцем Ситуационный момент:
“Кто рукавчик не засучит, Тот водичку не получит”
2 неделя “Мишка в гости к нам пришёл” Закрепить навык правильно держать ложку Дидактическая игра: “Покормим Мишку”
3 неделя “Мы чистюли” Продолжать учить пользоваться салфеткой после еды Потешка: “Сорока-сорока”
4 неделя “Мыльные перчатки” Отражать в игре процесс умывания.
Игра: “Мы купаем куклу Катю”
Июнь
1 неделя “У куклы Маши день рождения” Учить пользоваться бокалом Игра: “Угощаем Машу”
2 неделя “Покормим Мишку” Закрепить навык держать ложку Игра:“Кормим Мишку”
3 неделя “Мыло и вода – наши лучшие друзья” Продолжать учить мыть руки с мылом Игра: “Умоем Зайку”
4 неделя “К нам пришли гости” Учить пользоваться бокалом, ложкой, салфеткой Дидактическая игра: “Подари предмет герою”
Июль
1 неделя “Угостим куклу Катю чаем” Учить держать бокал Дидактическая игра:“Угощаем куклу чаем”
2 неделя “Водичка, водичка” Учить мыть руки Дидактическая игра: “Помоем Мишку”
3 неделя “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья” Учить умываться Игра: “Искупаем уточку”
Месяц Тема Программное содержание Формы работы
4 неделя “Да здравствует – мыло душистое и полотенце пушистое ”
Учить отрабатывать навык мытья рук и пользование полотенцем Сказка: “Да здравствует – мыло душистое и полотенце пушистое ”
Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
Для реализации данного проекта в доме ребё нка есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы : воспитатели, помощники воспитателя, педагог – психолог, учитель дефектолог.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр.
Информационные ресурсы : компьютер, выход в интернет.
Периодичность мониторинга – 2 раза (начало и конец проекта)
Мониторинг культурно-гигиенических навыков детей с ограниченными возможностями здоровья группы “Гусельки”
Имя Фамилия ребёнка Сформирован ность навыка
мытья рук Сформирован ность навыка
вытирания рук Сформирован ность навыка
правильно
держать ложку Сформирован ность навыка
пользоваться
бокалом Средний
балл
начало проекта
конец
проекта начало проекта
конец
проекта начало проекта
конец
проекта начало проекта
конец
проекта начало проекта
конец
проекта
Света Р. 1 3 1 2 2 3 1 3 1 3
Ярослав П. 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл
Игорь С. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1
Алексей Х. 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2
Ярослав Я. 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл
София Б. 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл 1 выбыл
Дарина Ф. - 1 - 1 - 1 - 1 - 1
Саша Г. - 1 - 1 - 1 - 1 - 1
Сергей К. - 2 - 1 - 2 - 1 - 2
Ангелина П. - 2 - 1 - 2 - 2 - 2
Результаты мониторинга по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей группы “Гусельки”
Результаты реализации проекта.
При проведении мониторинга на предварительном этапе проекта были получены следующие результаты: низкий уровень у 5 детей (83%, средний уровень сформированности навыков у 1 ребёнка (17%, высокого уровня сформированности навыков нет ни у кого.
После реализации проекта проведён повторный мониторинг сформированности культурно – гигиенических навыков. Получены следующие результаты: низкий уровень у 3 детей (43%, средний уровень у 3 детей (43%, высокий уровень у 1 ребёнка (14%). Учитывая индивидуальные особенности детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и сравнивая результаты мониторинга в начале и в конце проекта, видна положительная динамика.
На основании результатов мониторинга и проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Расширение знаний, навыков в области гигиены способствовало укреплению здоровья детей, адаптации в быту;
2. Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
3. Систематическое использование игр и упражнений по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания способствовало закреплению приобретённых умений и проявлению самостоятельности.
Овладение навыками самообслуживания повысило самооценку детей. У малышей обогатился опыт, активизировалась речевая деятельность. Важно отметить, что именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним, происходит социализация. Поэтому формирование навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей является для них жизненной необходимостью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ансарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1997.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М. : Академия, 1997
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. :Просвещение, 2012.
5. .Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С. примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»– М. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. реализация ФГТ в ДОУ. - Скрипторий- 2010.
7. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009.
8. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. -- М. : Теревинф, 2013.
9. Ненси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер. Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – С. Петербургский институт раннего вмешательства. ,2005
10. Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. М. :, 2001