Юлия Железнова
Проект «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение зрительного восприятия приводят к формированию нечетких, неясных представлений и образов, тормозят развитие мыслительных операций, зрительная патология, сужая сферу чувственного познания, влияет на эмоции и чувства, их значение для жизнедеятельности. Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качествах человека. У детей отмечается высокий уровень тревожности, у детей недостаточно сформированна эмоционально-волевая сфера, не соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточно компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей, недостаточная рефлексия. Представление о жестах слабо развито.
Публикация «Проект „Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
У воспитанников с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Дошкольники с патологией зрения плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела, не умеют использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей.
Имаготерапия – один из видов арт-терапии. Сегодня имаготерапия использует возможности театральной деятельности для достижения положительных изменений в эмоциональном развитии ребенка с нарушением зрения.
Актуальность этой темы заключается в том, что театрализованная игра является наиболее эффективным методом коррекции, т. к. в этой деятельности происходит социализации дошкольников с данной патологией в процессе понятия нравственности литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для эмоционального развития, чувства партнерства и позитивного взаимодействия.
Целесообразно проводить различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал для того, чтобы учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение.
Так как театрализованная деятельность является одним из средств коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы ребёнка и средством формирования творческих способностей, можно сказать, что работа педагога-психолога и воспитателя является взаимодополняемой. Поэтому мы решили реализовать данный совместный проект.
Цель проекта : взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в коррекции познавательной, речевой, эмоциональной сфер и развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
Основное внимание в нашей работы уделено обучению элементам техники выразительных движений, воспитанию эмоций и чувств и приобретению навыков в релаксации.
Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, развитие мелкой моторики, мимической мускулатуры. Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам: дети приобретают уверенность в себе, умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения, умеют строить диалог, умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение, могут запомнить и описать любимого героя, сочиняют этюды по сказкам.
Одним из любимых детьми видов театрализованной деятельности является постановка театрализованного спектакля. В процессе организации работы с детьми по подготовке к такому спектаклю важно соблюдать определенную последовательность, начиная от чтения сказок, и заканчивая показом спектакля для детей всего детского сада и родителей.
В ходе театрализованной деятельности и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, разделения труда, взаимной заботы и внимания. Дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на чувства и реакции собеседника, зрителей и учитывать их в своих действиях.
Театрализованная деятельность позволяет следующие задачи:
развивать творческие способности детей, умение фантазировать и реализовывать желаемое в действительности;
способствовать развитию театрального творчества, художественных и индивидуальных способностей детей;
учить детей использовать речевые приемы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса;
воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнерами;
воспитывать культуру поведения в театре;
развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах;
развивать речевые и неречевые средства общения (учить соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа);
развивать зрительное восприятие;
развивать эмоционально-волевую деятельность.
Организация и обучение театрализованной деятельности состоит из следующих этапов:
1. Разучивание сказок и потешек.
2. Сюжетно-ролевые игры.
3. Изготовление театральных кукол, атрибутов, декораций.
4. Обучение детей ориентировке в большом и малом пространствах.
5. Постановка театрализованного спектакля по мотивам сказки, которую выбирают сами дети.
6. Показ театрализованного спектакля в детском саду.
Большое значение в процессе подготовки ребенка к театрализованному спектаклю играет пропедевтическая работа, в процессе которой педагог-психолог учит ребенка понимать и воспроизводить различные эмоциональные состояния, чувства и переживания, выстраивать контакты со сверстниками.
Подключение к театрализованной деятельности родителей является очень важной составляющей. Их помощь проявляется в изготовлении вместе с детьми одежды для кукол, украшений для ширмы, декораций, костюмов и т. п., что способствует повышению творческой активности детей и родителей.
Анализ эффективности данного проекта показывает, что после занятий у детей снижается уровень тревоги, у большинства учащихся наблюдаются позитивные изменения в их эмоционально-личностном развитии, стало больше детей, способных к конструктивному общению, повышается самооценка детей, уверенность в себе, развивается их индивидуальность и творческое мышление.
Театрализованная деятельность дошкольника с патологией зрения стимулирует коррекцию психических процессов, совершенствует пластичность лица и тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья.