Ольга Замяткина
Проект «Использование приемов мнемотехники в обучении детей пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
"Учите ребёнка, каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.
К сожалению, психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи. Когда нарушения касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, специалисты говорят об ОНР.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Обследование школьников с ОНР выявило у них следующие проблемы: отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей.
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе.
Цель проекта : повышение эффективности обучения пересказу детей школьного возраста с умственной отсталостью с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
Задачи проекта :
• научить детей работать с опорой на мнемотаблицу при пересказе текста, составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
• научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни;
• развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
• создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете логопедии, способствующего формированию речевого развития обучающихся с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС;
• повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей обучающихся с умственной отсталостью с проблемами речевого развития;
• повысить педагогическую компетентность учителей школы по проблеме развития речи детей обучающихся с умственной отсталостью с проблемами речевого развития.
Гипотеза: Активное использование приемов мнемотехники на занятиях заметно облегчит обучающимся овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Предполагаемый результат: улучшение показателей связности речи.
Вид проекта : исследовательско - творческий.
Тип проекта : среднесрочный сентябрь 2020 – май 2021.
Участниками проекта стали обучающиеся в логопедических группах, учитель – логопед.
Реализация педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап - поисково-теоретический (сентябрь 2020год)
На первом этапе мы с детьми обозначили проблему: «Умеете ли вы пересказывать тексты? «Легко ли вам пересказывать произведения?»
Определили задачи для каждой группы участников проекта.
Для педагога:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования речи у обучающихся.
2. Определить критерии и уровни развития речи обучающихся.
3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении пересказыванию обучающихся.
4. Просмотр вебинаров – практикумов по проблеме.
Для детей :
Определить, что им помогает при пересказе.
II этап - опытно-экспериментальный (октябрь 2020 - апрель 2021 год)
1. Составление перспективных планов работы.
2. Разработка серии конспектов в соответствии с темами.
3. Разработка таблиц по мнемотхнике.
4. Проведение занятий с использованием метода мнемотехники в обучении пересказыванию обучающихся.
5. Организация консультации учителей школы.
III этап - заключительно-обобщающий (май 2021 год)
Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.
В результате проекта обучающиеся научились работать с опорой на мнемотаблицу, рисовать ее самостоятельно, стали более грамотно и последовательно излагать свои мысли. Педагоги повысили педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей обучающихся с умственной отсталостью с проблемами речевого развития.