Алла Тогушова
Проект-исследование «Путешествие в страну мальчиков и девочек» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта : Дети старшего возраста, педагоги, родители.
Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей,
принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со
сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Публикация «Проект-исследование „Путешествие в страну мальчиков и девочек“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в
том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым
запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие
определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей
жизни, усвоения общественных, этических норм поведения,
ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст – период формирования представлений о себе, своем
«Я». Полоролевое воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми
культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли
мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную
полу модель поведения. Как известно в детстве происходит становление
образа «Я - мальчика» (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта
как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический,
социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Самовыражение личности
(мальчика, девочки, ее саморазвития начинается с самого близкого для него
– с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет. Семья
играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным
компонентом которого является осознание себя как представителя
определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком
форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт. В
семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности,
проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах
деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений
поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви,
доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе.
Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей
дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных
семейных традициях, и в русском фольклоре. Ведущей деятельностью
дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре
формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и
определенных способов поведения характерных для того или иного пола,
который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Не
удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является
воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит
в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании,
а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта : Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, родители,
педагоги.
Цель проекта :
Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста
в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности, становления
основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в
меняющемся мире.
Задачи проекта :
Образовательные задачи.
-Познакомить детей с техникой проведения исследования.
-Учить детей наиболее рациональным способам поиска информации.
-Расширить представления детей о сходстве и различии людей по половому
признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Развивающие задачи.
-Развивать у детей умение управлять процессом усвоения знаний:
-прослеживать связи между различными предметами, событиями и
явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
-анализировать, синтезировать, и классифицировать информацию.
-Развивать умение понимать собеседника по выражению лица, положению
тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные
реакции, мысли и чувства.
Воспитательные задачи.
-Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей
своего и противоположного пола.
-Способствовать формированию навыков общения между мальчиками и
девочками.
Ожидаемые результаты:
-У детей. Определение гендерной позиции по отношению к окружающему
миру и людям через игровую деятельность. Осознание собственного «Я» -
мальчик (девочка, развитие ребенка, как личности в социуме и семье, и
пробуждение чувства мужественности (женственности). Проявление
благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям,
повышение значимости семьи в своей жизни. Желание отразить свои чувства
в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная
детская речь.
-У родителей. Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности
МБДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности. Проявление
позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса,
выход на позиции партнеров.
-У педагогов. Содействие возрождению культуры русских традиций
семейного воспитания, как способ проявления мужественности и
женственности, закреплению связей между членами семьи. Разработка
комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме : «Мальчики и
девочки», «Народный фольклор с акцентом на «гендер» для мальчиков и
девочек». Разработка консультативно-практического материала для
родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы
по-прежнему много знают».
Этапы реализации проекта : (приложение)
Первый этап – подготовительный
Реализация проекта «Путешествие в страну мальчиков и девочек» началась с
изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития»,
которые показали, что формирование половозрастной идентификации
связано с развитием самосознания ребенка. Воспитание ребенка в гендерной
направленности дошкольного возраста важно и актуально. Проект является
первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка
дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное
восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он,
противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает
осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей
действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается
понимание образа «Я» - мальчика (девочки).
Второй этап – практический
Игровые занятия, беседы распределены по трем разделам:
-«Кто я мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование
позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских
и женских качествах и способах адекватного их поведения.
-«Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей
представлениях о социальных функциях мужчин и женщин, желание
подражать позитивным формам мужественного и женственного поведения.
-«Я сегодня, и я в будущем». Направлен на обогащение представлений
мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в
обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками –
будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность приводит к усвоению детьми гендерного поведения. В
них закладываются основы нравственности: великодушие, надежность,
уважение к девочкам (женщинам) у мальчиков. Доброта, терпеливость,
верность, уважение к мальчикам (мужчинам) у девочек.
С/ ролевые игры: Дочки – матери», «Моя семья», «Как правильно ухаживать
за малышом?»,
Трудовая деятельность.
Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно –
бытовой деятельности способствуют разные трудовые поручения, которые
так же распределяются в зависимости от пола ребенка. Мальчики выполняют
работу, связанную с применением физической силы, девочки – с
аккуратностью.
Чтение художественной литературы.
Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание
иллюстраций, все это способствует формированию гендерной устойчивости.
На примере героев дети учатся строить доброжелательные взаимоотношения,
осознают свою социальную роль. Произведения о богатырях и русских
солдатах воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие,
благородство, умение преодолевать трудности. Сказки и рассказы для
девочек воспитывают в них женственность, доброту, отзывчивость, мягкость,
терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу
семейного очага.
Физическое воспитание.
Учитывая различия и развитие двигательных функций мальчиков и девочек
осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического
воспитания. Особенность такого подхода в том, что мальчики и девочки не
изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной
деятельности, развивают физические качества, которые принято считать
сугубо женскими или мужскими.
Продуктивная деятельность.
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их
психофизическими особенностями. Продуктивная деятельность не
исключение. Девочки по ряду параметров опережают мальчиков
дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита
мелкая моторика, девочки усидчивы и аккуратны в работе, лучше
удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и
отзывчивы.
Заключение
Итог проекта
Реализации этого проекта позволило нам объединить усилия ДОУ и семьи
для углубленного погружения ребёнка в пространство, где дошкольник
открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий,
ролевой, ценностного отношения к себе, противоположному полу, своей
семье и повышения активности родителей в вопросах гендерного воспитания
детей дошкольного возраста. У детей сформировалось гендерно –
ориентированное поведение. Положительное взаимоотношение мальчиков и
девочек. У родителей активизировалось активное участие в жизни группы,
сформировались гендерные компетенции.
Список используемой литературы.
1. Савенков А. И. детское исследование как метод обучения старших
дошкольников. М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007
2. Щетинина А. М., Иванова О. И. полоролевое развитие детей 5-7 лет :
Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010
3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального
мира дошкольников 4-6 лет : Пособие для практических работников детских
садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
4. Репина Т. А. «Проблема полоролевой социализации детей», М; Воронеж,
2004
5. Еремеева В. Д. «Мальчики и девочки. Учить по – разному, любить по –
разному», Самара; Издательство «Учебная литература», 2005
6. Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в
детском саду», М. : ТЦ Сфера, 2004
Приложение
Планирование по месяцам
Сентябрь
1. Беседа «Чем мальчики отличаются от девочек»
- Закрепить с детьми представления о различиях между мальчиками и
девочками.
2. Проводим «Секретные совещания» с мальчиками и отдельно с девочками,
где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой
(мальчиком?»; «Как я помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать,
подумай: кто ты – мальчик или девочка?»
Октябрь
1. Беседа: «Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?» Овладение
опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой
деятельности
2. Беседа «Обязанности по дому» Формировать представления о домашних
обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание
оказывать помощь людям.
Ноябрь
1. Д/и «Радио» Закреплять знания детей о внешнем виде мальчиков и девочек.
Продолжать учить самоидентификации по внешним признакам и
характерным особенностям
2. Оформление выставок детской художественной литературы в книжном
уголке, ориентированной на девочек и мальчиков.
3. Чтение детям произведения Бондаренко «Таня и братик» Закрепить
представления о родственных связях, об отношениях братьев и сестер
Декабрь
1. С/р игра «Парикмахерская» Уточнить представления детей о профессии
парикмахера. О мужских и женских стрижках.
2. Проблемная ситуация: «Оцени поступок» Учить находить правильный
выход из проблемной ситуации
Январь
1. Беседа – рассуждение: «Кто кем работает» Закрепить названия профессий и
разделять их на мужские и женские. Обогащение словаря детей через
знакомство с мужскими и женскими профессиями, увлечениями,
особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями
родственных связей
Февраль
1. Пословицы и поговорки о дружбе. Учить понимать значение пословиц и
поговорок о дружбе
2. Беседа: «Нравится ли тебе быть девочкой/ мальчиком» Учить высказывать
свою точку зрения обосновывая ее. Осуществляется дифференцированный
подход в процессе физического воспитания (совместно с инструктором по
физической культуре) : девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в
процессе специально организованной деятельности развиваются физические
качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
Март
1. Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака
2. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова
3. Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным
руководителем) для праздников, досугов с учетом гендерной
дифференциации.
Апрель
1. Д/и «Разные имена» Закрепить представления детей о том, что мужчины и
женщины различаются по именам, что ест общие имена. Дать представления
о полных именах (видоизменение имени)
2. Просмотр мультфильма «Аргонавты»
Май
1. Прослушивание песен «Настоящий друг», «Из чего же»
2. Коллективная аппликация «Дерево дружбы» Развивать дружелюбие между
детьми, желание работать вместе, помогать друг другу
Работа с родителями
1. Папка - передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для
чего?"
2. Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"
3. Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие
мальчиков"
4. Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
5. Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков
6. Анкета по гендерному воспитанию для родителей.