МААМ-картинки

Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей. Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ (4 фото)

Елена Крохалёва
Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей. Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Песочная игротерапия — один из методов психотерапии, это способ снятия внутреннего напряжения.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей, Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия". В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно.

Песочная терапия — это игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

• В-пятых, песок, как и вода, способен поглощать отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Дети с особыми образовательными потребностями и дети-инвалиды, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость; эмоциональная неустойчивость; частая смена настроения; истощаемость нервных процессов; двигательное беспокойство; отсутствие длительных волевых усилий; трудности приспособления к детскому коллективу; чувство страха. Ещё в настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Таким образом, развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством использования песочной терапии является актуальным направлением в работе специалистов детского сада.

В рамках работы по данной практике был разработан и внедрен проект «Пески возможностей». В детском саду данная технология специалистами применяется с 2019 года

Цель - снижение психофизического напряжения, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

1. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

2. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

3. Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

4. Обогащать и активизировать словарь детей.

Данная практика рассчитана на детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста, и их родителей. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда разработок и программ. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

В рамках реализации проекта использовалось материально-техническое обеспечение:

- Световой стол для работы с песком.

- «Коллекция» миниатюрных фигурок: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры;

- Поднос с песком (манкой, картинки фруктов, клей ПВА, шаблоны для рисования манкой

- «Сухой бассейн» (с использованием сыпучих материалов, круп)

Целевая группа: дети с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет, родители воспитанников (законные представители, специалисты.

В основе реализации данной практики лежат педагогические ценности: принятие, индивидуализация, поддержка и индивидуальный подход.

Название практики Пески возможностей

Вид проекта Творческий, коррекционный

Цель проекта Снижение психофизического напряжения, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Задачи проекта Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Участники проекта

Дети с ОВЗ средней и старшей группы коррекционной направленности, их родители (законные представители, специалисты

Ожидаемые результаты

реализации проекта Для детей :

-Выравнивание эмоционального уровня детей с ограниченными возможностями здоровья,

- корректировка нежелательных форм поведения (агрессия, повышенная возбудимость, неусидчивость)

- активизация развития познавательных функций

Для родителей:

-повышение компетенции родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей.

-гармонизация детско-родительских отношений.

Этапы

1 этап (организационный)

• Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы,

• Подбор необходимого дидактического инструментария.

2 этап – (подготовительный).

• Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

• Создание банка идей и предложений;

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

• Планирование деятельности.

3 этап – творческий (практическая работа : беседы, консультации, занятия.).

реализация проекта

4 этап –- заключительный (обобщение результатов работы).

• Подведение итогов и анализ результатов проекта

Обработка и обобщение полученных данных

Методы и приемы песочной терапии :

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, использование фольклорного жанра)

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Продукты проекта для детей :

• Фотогалерея.

• Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком

• Набор шаблонов для аппликации.

Продукты проекта для родителей :

• Информационная памятка «Игры с «кинетическим песком» в домашних условиях.

• Онлайн-флешмоб «Сыпучие фантазии»

По итогам реализации проекта, можем сделать следующий вывод, что использование песочной игротерапии даё т положительные результаты:

- удаётся наладить эмоциональное общение с детьми;

- оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- вызывает положительные эмоции у ребенка (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность,

- уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) в процессе адаптации к условиям детского сада;

- показывает ребенку возможность выражения свои эмоции в безобидной форме.

В вопросах эмоционально-волевого развития детей у родителей расширился уровень знаний и компетенции. Песочная терапия благотворно повлияла на гармонизацию детско-родительских отношений по результатам обратной связи.

Таким образом, наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры и упражнения, использованные в рамках проекта, и в дальнейшем будут использоваться в работе педагогов и родителями в домашних условиях.

Данная практика может быть реализована в любой образовательной организации, где обучаются дети с ограниченными возможностями.

Список источников:

1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»;

2 Данилова С. И. «Психологическое сопровождение дошкольников»;

3. Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной терапии»

4. Интернет-ресурсы: Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровье сберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — URL https://moluch.ru/archive/166/45355/

Приложение 1

Картотека игр и упражнений для детей с сухим и кинетическим песком

Игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

1.«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Еще один вариант игры: Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами. Предложите ему "спрятаться от дождика", т. е. закрыть ладонь, как только в нее начнет сыпаться песок.

2. «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

3. "Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Попробуйте: поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);

4. «Песочный круг». Медитативное рисование (от 4 лет)

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т. д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

5.«Что спряталось в песке

Ребёнку предлагается опустить руки в песок и найти предметы (из пластика, дерева, цифры-формочки). Затем даётся задание назвать все цифры, которые были найдены в песке. Ребёнку предлагается выложить все цифры на песке по порядку, можно поиграть в игру «Чего не стало?». Можно поменять цифры местами и попросить ребёнка «навести порядок».

«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»

Ребёнку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая её из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая форма тебе попалась».

«Найти в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек, желудей и т. п.)

Педагог показывает ребёнку цифру и просит назвать её. Далее ребёнку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашёл такое количество камешков.

6.«Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разными изображениями. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку). Бери кисточку и начинай искать в песке картинку. Ты очистил от песка часть картинки : как ты думаешь, что это?

Игры на коррекцию психических процессов.

7. «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

Приложение 2 ФОТОГАЛЕРЕЯ

Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей. Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ
Фото №1 Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев Фото №2 От пальцев образно говоря идут тончайшие нити ручейки которые питают источник творческой мысли Фото №3 Другими словами чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Фотоотчет о работе по программе «Миры детства. Конструирование возможностей» с использованием пособия «Детский календарь»Фотоотчет о работе по программе «Миры детства. Конструирование возможностей» с использованием пособия «Детский календарь» Уважаемые коллеги! Сегодня я начинаю серию публикаций из опыта работы по программе "Миры детства. Конструирование возможностей" под редакцией.

Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия) Конспект НОД по познавательному развитию «Чудеса на песке» (Песочная игротерапия).[/b] Задачи: - Через метод экспериментирования с песком.

Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы)Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы) Возраст : 6 -7 лет. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Создавать условия для реализации творческой продуктивной деятельности в.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Отзыв об инклюзивной платформе «Крылья возможностей» в форматах очной встречи и дистанционной работыОтзыв об инклюзивной платформе «Крылья возможностей» в форматах очной встречи и дистанционной работы В этом году 9 сентября мне посчастливилось оказаться на инклюзивной платформе "Крылья возможностей". Организаторы - Екатерина Чижикова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей. Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 мая 2024 в 07:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект инклюзивной образовательной практики Пески возможностей. Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Крохалёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД