МАРИЯ АБРАМОВА
Проект «И стены тоже развивают» для детей группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«И стены тоже развивают"
Подготовила педагог: Абрамова М. С. ЯМР 2022 г
Неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда –это не только набор тематических зон, самое главное –это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка является так же среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
Публикация «Проект „И стены тоже развивают“ для детей группы раннего возраста» размещена в разделах
Паспорт проекта
1. Адресация: дети раннего возраста, родители, педагоги, администрация ДОУ.
2. Проблема: Не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы.
3. Вид проекта : групповой
4. Участники: воспитанники, педагоги, родители
5. Обоснование проекта :
Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также –участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
6. Актуальность проекта : Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.
8. Новизна: заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей детей и запросов родителей посредством проектирования образовательной среды. Практическая значимость заключается в построении развивающей предметно-пространственной среды групп раннего возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.
9. Цель проекта Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
10. Задачи проекта :
Изучить подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие и саморазвитие детей раннего возраста.
Организовать РППС, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
Создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей (игровой, двигательной, познавательной, самостоятельной);
Содействовать сотрудничеству педагогов и родителей, законных представителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
11. Ожидаемые результаты:
Развитие детей в разных видах деятельности, актуальных для возраста нашей группы.
Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
Сплочение детского коллектива, развитие взаимопонимания между детьми и педагогами.
Повышение авторитета педагога, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
12. Этапы реализации проекта :
Первый этап – организационно – подготовительный
Второй этап – практический
Третий этап – аналитический
13. Сроки реализации: учебный год (сентябрь 2021 – апрель 2022)
Первый этап. Организационно-подготовительный.
№ Направление работы Содержание деятельности
1. Взаимодействие с детьми • Диагностика деятельности детей методом наблюдения.
2. Взаимодействие с родителями • Ознакомление родителей с проектом.
• Опрос родителей «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста» (Приложение 1)
• Памятка «Игра и дети» (Приложение 2, консультация «Организация развивающей речевой среды дома» (Приложение 3)
• Обмен позитивным опытом между родителями в чате или на сайте МДОУ
3. Взаимодействие педагогов • Анализ анкетирования родителей и диагностики детей.
• Изучение педагогической и научной литературы.
• Знакомство с опытом работы других детских садов.
Второй этап – практический
№ Направление работы Содержание деятельности
1. Взаимодействие с детьми • Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
• Познание: беседы об игрушках и бережном отношении к ним; закрепление свойств и качеств материала (из какого материала сделана игрушка); рассматривание иллюстраций в книгах.
• Чтение художественной литературы.
• Труд: мытье игрушек.
2. Взаимодействие с родителями • Обогащение РППС группы.
• Индивидуальные беседа «Как определить темперамент ребенка?» (Приложение 4).
• Взаимодействие в родительском чате.
3. Взаимодействие педагогов • Подбор афоризмов, высказываний великих людей о роли игры и семьи в воспитании и развитии ребенка (Приложение 5)
Третий этап – итоговый
№ Направление работы Содержание деятельности
1 Взаимодействие с детьми • Проведение педагогического обследования.
• Фотоотчет. Презентация.
2 Взаимодействие с родителями Повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
3 Работа педагогов • Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
• Презентация опыта работы по проекту в рамках ДОУ.
• Обмен опытом работы: пропаганда инновационных и эффективных пособий для игры с детьми.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
а) играет
б) смотрит телевизор
в) ___
2. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
а) может
б) не может
3. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
а) тихие и спокойные
б) шумные и подвижные
4. Любимая игра моего ребенка, это…
а) догонялки, прятки, игры с мечем, игры с машинками.
б) конструирование, рисование, вкладыши, шнуровка…
Приложение 2
Памятка для родителей
«Игра и дети»
Игра-одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства:
1. Добровольность – основа игры.
2. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
3. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно.
4. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка! Самое главное – это те часы и минуты, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.
5. Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное, и нельзя превращать ее в уступку ребенку в милость по принципу «Чем дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
Приложение 3
«Организация развивающей речевой среды дома»
Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит вечера и выходные.
Но обогащенная развивающая среда не только должна стимулировать интенсивное развитие ребенка, но должна быть гармоничной и естественной. Правильная развивающая среда — это такая среда, которая способствует всестороннему развитию ребенка в процессе ее освоения. Создание развивающей речевой среды дома не потребует от вас значительных усилий, но поможет вам активизировать развитие речи вашего ребенка практически без вашего участия.
Как же организовать дома развивающую речевую среду? Не секрет, что специально организованные занятия для развития речевых навыков ребенка часто требуют достаточно серьезной подготовки, необходимости покупать или самостоятельно изготавливать какие-то дидактические пособия, книги, материалы и не всегда у мамы находится время и желание, чтобы организовывать специальные занятия.
Тем не менее, все мы понимаем, что необходимо сделать все возможное, чтобы способствовать развитию речи ребенка, потому что в последнее время намечается очень серьезная тенденция к тому, что дети начинают говорить очень поздно, говорить неправильно, и логопеды становятся очень популярными у мам. Одним из вариантов, как помочь ребенку в развитии его речевых навыков, не прибегая к каким-то специально организованным занятиям, является создание дома правильно организованной развивающей речевой среды, то есть такой среды развития ребенка, которая сама по себе способствует, активизирует развитие речевых навыков вашего малыша.
Здесь можно выделить несколько ключевых моментов.
1. Комната ребенка – развивающий речевой центр. Что может быть в комнате, чтобы можно было сказать, что это организованная речевая среда?
Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.
Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.
2. Создание поводов для речевого взаимодействия с ребенком
Повод для речевого взаимодействия с ребенком – то, за что должен цепляться ваш взгляд, когда вы с ребенком играете или просто находитесь дома. Это могут быть какие-то вещи, предметы, которые будут вызывать у ребенка интерес, а у вас – желание поговорить с ребенком об этом предмете, рассказать что-то интересное, как-то обыграть данный предмет в вашем разговоре. Это могут быть: фотографии, картинки, игрушки, фигурки, статуэтки.
Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.
3. Стихи, потешки, загадки к повседневным делам
Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь. Если вы собираетесь на прогулку, вы рассказываете стишок, потешку, загадку – все что угодно – в стихотворном формате, связанное с этим действием.
Если вы умываетесь – рассказываете про умывание, если вы кушаете – рассказываете про еду. Такие стихи лучше разучивать наизусть, потому что в этом случае вы сможете рассказывать эти стихотворения, потешки с большей выразительностью, большей интонационной окраской, уделять больше внимания именно артикуляции, нежели чтению текста.
Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там, где вы сможете их прочитать как раз в тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т. д. Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания.
4. Музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия
Есть еще разнообразные музыкальные занятия и занятия по развитию слухового восприятия. Это тоже очень важно для развития речевых навыков. Помимо прослушивания разнообразной музыки (не только детских песенок, но еще и классики, русской народной музыки и других направлений, полезно играть на разных музыкальных инструментах и вообще извлекать звуки из всего, что попадается под руку, и учить ребенка различать эти звуки. Например, можно играть в «ку-ку» с различными музыкальными инструментами, спрятав их и играя под платочком или когда ребенок отвернулся. Так малыш будет учиться различать музыкальные инструменты по звуку.
5. Говорящие книжки и плакаты
Также полезны говорящие книжки, говорящие плакаты, с которыми ребенок может достаточно долго заниматься самостоятельно, при этом увеличивая свой пассивный словарь.
6. Чтение
Смотрите на вашего ребенка, как он реагирует, когда ему интересно просто посидеть рядом с вами и послушать сказку или стихи, или какое-то другое детское чтение. И обязательно подбирайте книги, которые соответствуют возрасту ребенка, чтобы он мог понимать и соотносить слова.
Конечно, иногда можно брать книги, рассчитанные на более старший возраст, с тем, чтобы ребенок просто прислушивался к мелодике речи, к ритму. Но именно для формирования понимания речи, для формирования пассивного словаря, полезнее все-таки делать акцент на текстовых произведениях, адаптированных для возраста ребенка или специально написанных для ребенка вашего возраста.
7. Как сделать занятия регулярными
Самый простой способ сделать занятия регулярными без каких-либо усилий для мамы – это привязать эти занятия к каким-то режимным моментам. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваш ребенок получает максимальную поддержку для развития своих речевых навыков, вы просто привязываете возможные варианты занятий для развития речи и для развития мелкой моторики, что также влияет на речь, к каким-то режимным моментам или к каким-то блокам в течение вашего дня.
Есть масса вариантов занятий для развития мелкой моторики и многие из них удобно проводить как раз на кухне, потому что они, как правило, заканчиваются полной разрухой, рассыпанием, проливанием всего на стол, на пол. На кухне это удобнее всего убрать без дополнительных затрат времени и сил.
Пальчиковую гимнастику вы можете привязать к моменту одевания или раздевания ребенка. Вот пришли вы с прогулки, переоделись, ребенок сидит у вас на коленях, и вот вы начинаете делать эту пальчиковую гимнастику. Удобно и прямо на улице ее делать, если это теплое время года.
Просмотр презентаций и работу с карточками вы также можете привязать к какому-то режимному моменту, например, после полдника вы этим занимаетесь или перед дневным сном. Смотрите на своего ребенка и выберите то время, которое больше всего подойдет для этого.
Основная задача формирования речевой среды дома – это :
*побудить ребенка часто им много говорить
*побудить вас часто, много и грамотно говорить, для того чтобы ребенок постоянно слышал:
*новые слова
*новые фразы
*воспринимал на слух различные грамматические конструкции
*слышал различные примеры интонационного оформления речевых высказываний
Все это нужно делать для того, чтобы у ребенка был богатый опыт восприятия речи, потому что это, как вы понимаете, будет способствовать формированию его собственных речевых навыков.
Приложение 4
Название Цель Варианты игры
«Дорога»
Игровое поле на полу. Используется для индивидуальной и групповых игр. Развитие координации движения тела и моторики рук.
Во время игры ребёнок самостоятельно озвучивает движения машины, повторяя звуки, которые он услышал от машин на улице. Игра в машинки способствует в социально-эмоциональном развитии ребёнка, в развитии личности. «Непослушный автомобильчик»
Поиграйте в автомобильчик-хулиганчик, который хотел все делать наоборот, нарушая правила дорожного движения, играя на проезжей части мячом. Ненавязчиво объясняйте этому шалуну, почему так делать опасно.
«Катаем разные игрушки»
Сажаем несколько игрушек на машину. Лучше всего, конечно, для этой цели подойдет самосвал с большим кузовом. И аккуратно катаем машину, чтобы не растерять пассажиров.
«Быстро и медленно»
Покажите малышу, как нужно везти машинку, чтобы она ехала быстро или медленно, и предложите повторить. В этой игре мы не только наглядно изучаем понятия «быстро-медленно», но и развиваем координацию. Попробуйте устроить соревнование – кто быстрее доедет до финиша.
«Построй-ка»
Схемы построек из конструктора и кубиков «Томик» Усвоение знаний и навыков, развитие моторики рук, научиться фантазировать, воспитание в себе усидчивости и целеустремленности «Строим-построим»
Покажите, как можно соединить детали между собой. Скажите ребенку, что вы строите башню. Устанавливайте 2-3 детали друга на друга желтого цвета. При этом проговаривайте: «Ставим один кирпичик, сверху еще один кирпичик. Это желтая башня». Постройте несколько башен разного цвета. «Кто это к нам бежит?» «Мяу-мяу – это киска. Давай посадим киску на башню».
«Мы едем, едем, едем»
Покажите ребенку, что блоки можно складывать в грузовик и возить. Ребёнок будет загружать, разгружать груз, возить его за собой.
«Дорожки»
Возьмите разноцветные блоки и постройте с малышом дорогу путем приставления одной детали к другой. Скажите, что это дорожки, по которым будут гулять ваши герои. Строим дороги длинные и короткие, разного цвета.
«Бизиборд» Игрушка развивает мелкую моторику ребёнка. Малыш развязывает шнурки, щёлкает затворами, расстёгивает пуговицы и одновременно приобретает умения, без которых не обойтись в реальной жизни. Незаметно для себя он учится координировать силу и точность движений, вырабатывает глазомер, чувствительность и подвижность пальчиков.
Игровые тренировки развивают память, учат адекватно оценивать сложившуюся обстановку и реагировать на неё. Головоломки на бизиборде тренируют усидчивость, терпение и упорство ребёнка.
«Ножки-ладошки»
«Тихий тренажер» — на стене из самоклеящейся пленки, наклеены силуэты детских ладошек и ног в разных вариациях Развитие координаций движений, пространственного восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево). Тренировка мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, релаксация. Дети проходят ладошками по силуэтам, при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны, точно так же ногами.
«Мои любимые сказки» Пособие учит ребенка думать, оценивать поступки героев, сопереживать, тренирует внимание, память, развивает речь.
Оформление приёмной
Размещаем материал в соответствии с временами года, по тематическим неделям, которые проходят в детском саду. Формирования разносторонне развитой личности