Юлия Живицкая
Проект «Художественно-творческое развитие детей средствами сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В. А. Сухомлинский
Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Дж. Родари
Содержание деятельности Сроки (начало – окончание) Форма представления результатов Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
Публикация «Проект „Художественно-творческое развитие детей средствами сказки“» размещена в разделах
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Изучение теоретических основ по организации условий эстетического развития дошкольников средствами «сказочного» творчества (список литературы см. Приложение 1). Начало – октябрь 2013 г. ;
окончание – май 2016 г. Сообщение – теоретический анализ Заведующий ДОУ,
заместитель заведующего по ВР.
Согласно «Плану Самообразования педагогов и специалистов ДОУ»
2. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса
Актуальность:
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.
Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях, непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.
Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.
Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания и т. д. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества».
Цель представленного педагогического опыта заключается в создании развивающего цикла занятий для детей средне-старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно – творческое развитие ребенка, и представляющего для него возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала :
• на фоне театрализованной деятельности;
• на фоне речевой деятельности;
• на фоне изодеятельности.
Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:
1. Отбор сказочных произведений с учётом применения их «сказочного материала» в различных видах детской деятельности, в которые могут быть включены сказочные образы. Воспитательно – образовательные возможности выбранных произведений должны соответствовать, во – первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, в том числе Модели выпускника ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:
• Самостоятельность, активность, проявление инициативы в художественной деятельности, обладание яркой индивидуальностью.
• Эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, обладание практическими умениями и навыками для внесения изменений в окружающую среду.
Во – вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта.
2. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми (кружковая работа в рамках самообразования).
3. Через презентацию для родителей.
4. Для освоения нового содержания образования необходимо обновление учебно – методического и материально – технического сопровождения, основанного на материале сказок.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Ведущие ключевые идеи:
• Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
• В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка;
• На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях комнаты «сказок» только со специализацией на «сказочном» материале.