Наталья Гурова
Проект по развитию речи детей подготовительной группы средствами театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка-ложь, да в ней- намёк, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
ВИД:
-по количеству участников-коллективный;
-по приоритету метода-информационный, творческий;
-по характеру участия ребёнка-участник от зарождения идеи до получения результата;
-по продолжительности-средней продолжительности;
Публикация «Проект по развитию речи детей подготовительной группы средствами театрализованной деятельности „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Участники проекта : дети подготовительной группы «Почемучки», родители, воспитатель.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: МАРТ-АПРЕЛЬ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных, художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, научить детей сочинять сказки, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
ЗАДАЧИ
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать своё отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно сочинять сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчётливость произношения, традиции семейного чтения.
3. Воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Главная цель проекта- научить детей сочинять сказки. При осуществлении нашего проекта мы столкнулись со следующими проблемами:-дети испытывают затруднения при составлении текстов сказочного содержания
-в речи не достаточно выразительных средств сказочного текста
-недостаточно развит уровень навыков общения
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка-древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идёт огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети должны:
-проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
-знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
-знать различные виды театров и уметь показывать их;
-уметь использовать различные средства выразительности;
-уметь самостоятельно сочинять сказку, проводить предварительную работу к её показу, вживаться в свою роль.
ГИПОТЕЗА
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их герои -это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за своё достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения-способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Как сочинить сказку» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
В первой части нашего проекта детям читались различные сказки. Дети выявляли главных героев сказок, называли действия, которые совершали герои, определяли, какое волшебство происходило, приносило оно добро или зло, определяли место, где происходило действие сказки, перечисляли слова, с которых начинается сказка.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ
а)Что мы знаем о сказках? б)Что мы хотим узнать о сказках? в)Что нужно сделать, чтобы узнать?
Стёпа Н. а)Сказка, там такое чего на самом деле не бывает, там чудеса происходят. б)Почему только в сказках происходят чудеса? в)Нужно найти тех, кто делает сказки и спросить, почему только в сказках происходят чудеса?
Маша К. а)Они очень интересные, их любой захочет почитать. б)Как они пишутся, какие самые интересные герои? в)Сначала нужно все сказки прочитать, узнать всех героев, кто добрый, кто злой.
Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателя, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков, викторина «Ах, уж эти сказки!». При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьёй. По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
ТАБЛИЦА ОЖИДАНИЙ. Заполняется в соответствии с выбором детей роли в проекте (режиссёр, актёр, декоратор, кассир, билетёр, работник кафе, нежелающие играть в театре)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности - спектакль. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются сотрудники ДОУ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать своё отношение к его предложению.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Пополнение содержания книжного уголка сказками собственного сочинения
Организация выставки поделок, рисунков.
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Беседа «Сказка ложь да в ней намёк».
Чтение разных сказок.
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словестными рассказами и пояснениями.
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Загадки о сказках, героях сказок.
Викторина по сказкам.
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Постановка сказки.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
Чтение сказок с детьми, придумывание собственных сказок.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Образовательные области Виды деятельности
Чтение русских народных сказок : «Морозко», «Царевна лягушка», «Конёк горбунок», «Гуси лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Зимовье зверей», «Летучий корабль»
Чтение авторских сказок : В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Г. Х. Андерсен «Ромашка», «Дюймовочка»
К. Ушинский «Слепая лошадь»
В. Даль «Старик-годовик»
А. Ремизов «Хлебный голос»
В. Бианки «Сова»
К. Паустовский «Тёплый хлеб»
Сказки Курского края : В. Конорев «Аннушкины сказки»
Просмотр мультфильмов: «Золотая антилопа», «Валидуб», «Дедушка и внучек», «Олени и волк», «Сказка старого дуба», «Полкан и Шавка», «Аленький цветочек», «Золушка»
Дидактические игры: «Где был Петя», «Похож-не похож», «Придумай небылицу», «Где мы были, мынескажем», «Придумай предложение», «Скажи по-другому», «А если бы…»
НОД познание: «Как создаётся книга», «Гипербола как художественный приём», «Театр», «Проблема прекрасного в искусстве»
НОД развитие речи : «Беседа о сказках», «Русские народные сказки»
НОД по творческому рассказыванию : «Забавные приключения рыжего котёнка», «Составление описательного рассказа объект яблоко», «Сочиняем сказку про Золушку», «Сочинение сказок о медвежонке и зайчонке»
НОД рисование: «Животные из сказок», «Мой любимый сказочный герой», «Волшебные предметы», «Фантастическое яблоко», «Отрицательные герои сказок»
НОД лепка: «Сказки», «Лиса и колобок», «Избушка Бабы-Яги»
НОД конструирование: «Изготовление элементов декорации»
НОД аппликация: «Ажурные закладки для книг»
Выставка иллюстраций к сказкам и беседы по ним.
Выставки рисунков детей для родителей.
Посещение театрализованного представления Воронежского театра «Конфетти» «Приключения Маши»
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, а также ежедневно старались читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Журнал «Обруч» 2015/1
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март/2015.
Комплексные занятия под редакцией Н. Е. Вераксы подготовительная группа.
А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе»
Э. П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи»
З. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго»
А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.