Ирина Николаевна Щербина
Проект «Ходит капелька по кругу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о воде, для формирования экологической культуры детей. Систематизация элементарных знаний и представлений о воде, как объекте неживой природы.
Задачи проекта :
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
Привлекать подрастающее поколение к природоохранной деятельности;
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними;
Публикация «Проект „Ходит капелька по кругу“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза и классификации в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи при ознакомлении с водой;
Формировать умение объяснять наблюдаемое явление, делать выводы, расширять, пополнять и активизировать словарь детей,
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и стремление защищать;
Привлечь родителей к вопросам экологического образования и воспитания их детей;
Вид проекта :
По количеству участников – коллективный;
По контингенту участников – дети 2-3 лет, родители и воспитатель;
По продолжительности – долгосрочный (ноябрь - декабрь).
Тип проекта : исследовательско – творческий.
Методы обеспечения:
Поисково – исследовательские наблюдения за водой и её агрегатными состояниями; случайные и плановые эксперименты; эксперименты, как ответы на детские вопросы; беседы о воде, охране водных ресурсов, значении воды в жизни человека и всего живого на Земле; игры различного содержания о воде;
Актуальность проекта :
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
План проведения проекта :
1 этап подготовительный:
Составление перспективного плана по ознакомлению детей с водой; картотеки опытов и наблюдений за ней; алгоритмов проведения опытов;
Создание технической базы для детского экспериментирования с водой (опытно-экспериментальная лаборатория в группе);
Диагностирование знаний детей о воде, как объекте неживой природе;
II. Основной этап: реализация проекта.
Работа с детьми:
Серия игр – занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования о воде в образовательной области «Познание»;
Эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);
Решение экспериментальных задач;
Сезонные наблюдения за объектом неживой природы – водой в разных состояниях;
Беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужна вода; как человек использует воду; кто живёт в воде и что в ней растёт, для чего и почему нужно беречь воду;
Дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;
Рассматривание и описание картины «Круговорот воды в природе»;
Оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);
Рассматривание глобуса;
III. Заключительный этап:
Диагностика (результативно – сравнительный анализ);
Итоговое занятие «Ходит капелька по кругу».
План реализации проекта :
Ноябрь:
Диагностирование знаний детей о неживой природе;
Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему.
Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний.
Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы.
Декабрь:
Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления».
Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды.
Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе.
Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды.
Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды.
Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды.
Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой.
Новизна:
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – инновационный метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь воду и природу в целом, охраняя ее.
Полученные результаты:
--- повышение уровня любознательности у детей об объекте природы - воде, стремления защищать, охранять природу родного края;
--- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы)
--- формирование первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения
бережное отношение к наблюдаемому объекту в природе - воде;
--- устойчивое развитие исследовательских умений и навыков детей в процессе ознакомления с водой;
--- речевое развитие (обогащение словарного запаса, умение задавать вопросы и формулировать выводы, умение выдвигать умозаключения);
--- взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в накоплении экологических знаний детей о неживой природе;
Практическая значимость:
Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. У детей проявляется интерес к объектам окружающего мира (а именно воде, условиям жизни людей, растений, животных зависящих от воды. Дети пытаются оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.
Выводы по работе:
Дети научились анализировать, делать выводы суждения и умозаключения о сохранении природных ресурсов, могут сами объяснить родителям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений об объекте природы – воде.