Наталья Степаненко
Проект «Город и горожане»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 494»
ПРОЕКТ
Город и горожане
Авторы проекта –
Ионова Ольга Юрьевна учитель – логопед высшей квалификационной категории
Степаненко Наталья Александровна воспитатель первой квалификационной категории
Черникова Ирина Александровна воспитатель высшей квалификационной категории
Новосибирск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. АКТУАЛЬНОСТЬ 3
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА 3
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3
4. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ 4
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 6
Публикация «Проект „Город и горожане“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Литература (в сокращении) 7
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из условий успешной социальной адаптации детей, особенно с нарушениями речи, является умение самостоятельно вступать в речевой контакт с любым собеседником, а так же соблюдение правил монологической и диалогической речи. Особое значение для развития связной речи имеет ознакомление с окружающим миром. Поисковая деятельность позволяет поддержать и развить интерес к познанию, приобретению опыта, развитию восприятия, мышления, а главное – речи.
Необходимость создания проекта продиктована
• возможностью использования исследовательских и поисковых приемов для развития не только речи детей, но и их самовыражения;
• необходимостью развивать познавательную активность каждого ребенка;
• пониманием того, что познавательно – речевое развитие дошкольников, особенно с тяжелыми нарушениями речи, не возможно без активного сотрудничества с семьей;
• поиском новых и эффективных путей повышения качества педагогической деятельности.
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Тип проекта – познавательно-творческий
Участники – педагоги ДОУ, дети старшей группы комбинированной направленности и члены их семей.
Срок реализации - три недели. Проект краткосрочный.
Проект был разработан с учетом достижений педагогики, психологии и реализован на базе МКДОУ д/с № 494 г. Новосибирска с 27.03.2023 по 14.04.2023 года.
В ходе реализации проекта дети знакомятся с историей города, его современным обликом, с городским транспортом и профессиями новосибирцев. Диалогическая и монологическая речь позволяет им делиться своими знаниями.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• развитие навыка ведения диалога и монолога (умения задавать вопросы, с целью получения определенных знаний, делиться своим опытом с другими);
• формирование интереса к окружающей действительности путем знакомства с научно-популярной и художественной литературой, Интернет – ресурсами (по возможности);
• развитие у детей познавательно – поисковой деятельности;
• способствование формированию адекватных партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности
• повышение качества педагогической деятельности.
4. СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Этапы проекта
Подготовительный этап направлен на стимулирование познавательных мотивов:
• информирование о проекте;
• составление плана – графика мероприятий;
• создание программно-методического обеспечения.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы.
Основной этап направлен на овладение способами решения возникающих перед ребенком проблем:
• совместные исследования взрослых и детей по проблемным вопросам;
• обмен между детьми полученными знаниями;
• творческая деятельность детей.
Основные методы и приемы: проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, словесные (беседа, рассказ, наглядные.
Заключительный этап обеспечивает формирование инициативности и способности оценивать деятельность:
Методы и приемы: словесные, наглядные и практические.
Сотрудничество с семьями воспитанников в ходе реализации проекта
1. Информирование родителей о проекте.
2. Рекомендации логопеда по развитию лексико - грамматического строя речи и связной речи в соответствии с изучаемыми лексическими темами.
3. Консультация для родителей «Знакомство детей дошкольного возраста с городом и транспортом», «Как помочь ребенку составить рассказ о транспортном средстве»
4. Совместные исследования родителей и детей по проблемным вопросам.
5. Помощь в изготовлении альбомов, игр.
Решение коррекционных задач в ходе реализации проекта
Развитие лексико – грамматического строя речи Развитие связной речи (диалог, монолог) Закрепление правильного звукопроизношения Развитие фонематических процессов Развитие психологической базы речи Развитие познавательно – поисковой деятельности Развитие коммуникативных навыков
Специально организованная деятельность • • • • • • •
Исследоват. деятельность • • • • • •
Игровая деятельность
Театрализация • • • • • • •
Презентации
Экскурсия • • • • • •
Практическая деятельность • • • • • •
Примерный план мероприятий, реализуемых в ходе проекта
Подготовительный этап
Введение в проблемную ситуацию.
Беседа «История города Н.» (формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний, учить задавать взрослым познавательные вопросы).
Рассматривание картин, альбомов, презентаций.
Основной этап. Лексические темы «Город», «Транспорт»
Беседы «Что я знаю о городе (транспорте)» и «Что я хочу узнать о городе (транспорте)»
Рассматривание картины «Машины на нашей улице»
Составление описательного рассказа о машине.
Игровые упражнения: «Кто больше?» (виды транспорта, «Кто чем управляет?», «Подбери действия к предметам». Активизация словаря по теме.
Сюжетно – дидактическая игра «В автобусе» (развивать навык вежливого обращения, способности решать проблему).
Сюжетно – дидактическая игра «Путешествие по городу» (развитие ориентировки в пространстве, приставочный способ образования глаголов).
Игра со строительным материалом «Город»
Игры «Четвертый лишний», «Найди пару» Развитие мышления
Сравнение: завод и дом, дорога и тротуар; грузовой и легковой машины, трамвая и троллейбуса, троллейбуса и автобуса.
ОБЖ. Игра «Пешеходный переход»
Творческая мастерская. Рисование «Городские дома». Лепка «Автомобиль»
Основной этап. Лексическая тема «Профессии»
Беседы «Что я знаю о профессиях» и «Что я хочу узнать о профессиях»
Игры и игровые упражнения «Кому, что нужно для работы» (уточнить словарный запас).
Игры «Из чего сделано?» (развивать тактильное восприятие, навык образования относительных прилагательных). «Похожи – не похожи» (развивать умение сравнивать). «Так бывает или нет?» (развивать критичность мышления)
Составление рассказа по картине «Пекарь» / «На стройке».
Сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»
Сюжетно – дидактическая игра «Корреспондент». Берем интервью у представителей различных профессий.
Сюжетно – дидактическая игра «Полет в космос»
Творческая мастерская. Рисование «Космонавт»
Заключительный этап
Постановка по мотивам сказки «Очень город я люблю, потому что в нем живу» Цель: развивать творческие способности дошкольников.
Создание книги «Город и горожане»
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Критерии оценки результативности реализации проекта
• умение детей, особенно с нарушениями речи, задавать вопросы (вести диалог, с целью получения определенных знаний о предметном мире и умение делиться своими знаниями с другими (монологическое высказывание);
• представления детей по темам «Город», «Транспорт», «Профессии»;
• партнерские взаимоотношения между взрослыми и детьми в ходе совместной познавательно – поисковой деятельности;
• повышение уровня компетенции педагогов.
Результаты работы по проекту
1. Большинство дошкольников умеют организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач, самостоятельно сравнивать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. Дети стали активнее задавать вопросы причинно – следственного характера. Делясь своими знаниями, стали использовать развернутые высказывания, состоящие из нескольких распространенных предложений.
2. У детей сформированы начальные представления об истории города, транспорта, о профессиях. Дошкольники стали проявлять активный интерес к истории города, семьи, профессиональной деятельности родителей.
3. Родителям оказана помощь в выборе адекватного стиля их взаимодействия с ребенком. Сформирована готовность взрослых проявлять уважение и внимание к ребенку, его деятельности, результатам его деятельности, готовность оказать необходимую помощь.
4. Педагоги освоили новые методы и приёмы работы с детьми.
Краткий отчет
https://dzen.ru/a/Y_bIb3KXv3wykGOD
https://vk.com/public215670825
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). М., 2005
2. Дыбина О. В. Что было до… Игры путешествия в прошлое. М., 2004
Информационно-образовательные ресурсы
1. Детские электронные презентации и клипы - www.viki.rdf.ru.