Юлия Аникушина
Проект «Город вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Город вежливости
1. Проблема, на решение которой направлен проект
С самого рождения человек постепенно овладевает социальным опытом через общение со взрослыми и сверстниками, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т. д.
В настоящее время большой процент детей в детских садах - дети с нарушениями речи.
У многих уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.
Публикация «Проект „Город вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты
- Темочки
Многими теоретиками и практиками дошкольного воспитания отмечается такой факт, что детям с речевой патологией часто трудно договориться друг с другом, они испытывают трудности при организации совместной деятельности: не могут обратиться друг к другу, не умеют слушать и слышать сверстника, не умеют ориентироваться в ситуации общения.
Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Так, одна из приоритетных задач – «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах.
Дети старшего дошкольного возраста испытывают обостренный интерес к сфере социальных отношений и морально-нравственных норм. Об этом свидетельствует сам факт существования сюжетно-ролевой игры в статусе ведущей деятельности старших дошкольников. Глубинный, социальный смысл сюжетно-ролевой игры заключается в «освоении ребенком мотивационной стороны жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин, правил, регламентирующих отношения между людьми. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным.
Наш проект называется : Город Вежливости
Цель нашего проекта : развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством моделирования ситуаций общения
Задачи:
• расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
• научить детей быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
• учить детей планировать свою речь в соответствии с целями и условиями общения, времени и ситуации, верно выбирать содержание акта общения;
• учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
• обогащать словарный запас устойчивыми выражениями, используемыми в конкретной ситуации общения
• развивать творческие способности, эстетический вкус при создании плаката
• воспитывать культуру поведения и общения в различных ситуациях
Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Сроки проведения проекта : 3 месяца
Предполагаемый продукт проекта : плакат «Город Вежливости»
Необходимые ресурсы:
- кадровые: педагоги дошкольного учреждения,
- финансовые для оформления плаката
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
- отрицательная реакция детей на нововведения в группе. Для предотвращения этого, педагогам необходимо создать обстановку доброжелательного, непринужденного общения, суметь заинтересовать детей и вовлечь их в работу
-низкая посещаемость детьми детского сада. Во избежание проблемы, педагогами проводятся профилактические мероприятия
- возникновение у детей трудностей при самостоятельном составлении диалогов. Для предотвращения данной проблемы, педагогам необходимо использовать предметы и атрибуты, позволяющие детям погрузиться в заданную ситуацию общения
Ожидаемые результаты
Ребенок должен уметь:
• отвечать на вопросы кратко и полными предложениями
• задавать вопросы в различных жизненных ситуациях
• контролировать свои эмоциональные реакции;
• вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
• выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты.
• устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
Педагогический опыт будет распространяться:
• На выступлениях в методических объединениях
• На открытых мероприятиях района и города;
• В публикациях педагогических журналов.
Эффективность деятельности:
Показателями эффективности будет служить:
- результаты наблюдений за детьми в различных ситуациях общения
- развитие сплоченности группы
- проявление вежливости детей по отношению друг к другу и ко взрослым
- активное включение детей в диалог
- общение детей станет более интересным и содержательным
2. Описание проекта
В работе с детьми с общим недоразвитием речи, разработано 10 тематических занятий. Мы постарались подобрать те ситуации, которые чаще всего встречаются в повседневной жизни дошкольника и требуют от него умение правильно построить диалог как со сверстниками, так и со взрослыми. В соответствии с каждой лексической темой нами была смоделирована ситуация общения, которая будет побуждать детей к диалогу. Кроме того, мы подобрали устойчивые выражения, с которыми дети знакомятся на занятии и используют их в построении диалога.
Например, в рамках изучения темы «Фрукты. Овощи», будет смоделирована ситуация «В магазине». Педагог беседует с детьми, о том, какие действующие лица могут участвовать в этом диалоге, что можно купить в магазине, как правильно и вежливо что-то попросить у продавца и ответить ему. Затем предлагается детям разыграть сложившуюся ситуацию, стать продавцом и покупателем. Если дети не справляются, педагог приходит на помощь, он может подсказать нужную фразу или стать участником диалога. Аналогичная работа проводится по всем темам.
№ по/п. Лексическая тема Ситуация общения Устойчивые выражения, которые можно применять
1. Фрукты. Овощи «В магазине»
Участники диалога: Продавец-покупатель «Разрешите посмотреть…»
«Будьте добры, покажите…»
«Подскажите, пожалуйста…»
«Скажите, сколько стоит….»
«Извините, вы не могли бы показать мне….»
2. Человек «На игровой площадке»
Участники диалога:
Я- мой новый друг «Давай познакомимся…»
«Как тебя зовут…»
«Давай с тобой дружить?.»
«Давай вместе поиграем.»
«Во что ты любишь играть?.»
3. Посуда «В столовой»
Участники диалога:
Я- мой сосед за столом- повар «Подайте, пожалуйста…»
«Если тебе нетрудно…»
«Спасибо. Очень вкусно…»
«Мне очень понравилось…»
«Могу ли я попросить еще…»
4. Одежда. Обувь «В гардеробе»
Участники диалога:
Я- мои друзья- гардеробщица «Возьмите, пожалуйста…»
«Подайте, пожалуйста…»
«Помогите, пожалуйста…»
«Давай я тебе помогу одеться…»
5. Животные. Птицы «В зоопарке»
Участники диалога:
Я- продавец билетов
Я- экскурсовод «Могу ли я купить билет?.»
«Подскажите, сколько стоит билет…»
«Извините, как найти…»
«Можно у вас спросить…»
«Большое спасибо, мне было очень интересно…»
6. Транспорт «В автобусе»
Участники диалога:
Я- пассажир- кондуктор «Будьте любезны, пропустите, пожалуйста…»
«Разрешите пройти…»
«Сколько стоит билет…»
«Как доехать до…»
«Извините, вы выходите на следующей остановке?.»
«Не подскажите, как называется остановка?.»
7. Профессии «На приеме у врача»
Участники диалога:
Я- врач «Дайте, пожалуйста, градусник…»
«Я себя плохо чувствую…»
«Не могли бы вы мне помочь…»
«У меня болит…»
8. Школьные принадлежности «На уроке»
Участники диалога:
Я- мой сосед за столом
Я- учитель «Поделись, пожалуйста красками…»
«Подай, пожалуйста…»
«Помоги мне, пожалуйста…»
«Извини, я не хотел тебя обидеть…»
«Спасибо большое, что ты со мной поделился…»
9. Предметы быта «Разговор по телефону»
Участники диалога:
Я- мой собеседник «Позовите, пожалуйста…»
«Пригласите, пожалуйста к телефону…»
«Вы не могли бы передать….»
«Вас не слышно, перезвоните, пожалуйста…»
«Вы не туда попали…»
10. Новый год «На празднике»
Участники диалога:
Я- гости «Я очень рад вас видеть…»
«Спасибо за подарки. Они мне очень понравились…»
«Проходите, пожалуйста…»
«Спасибо за приглашение…»
Занятия проводятся раз в неделю в течение 3 месяцев. По мере проведения занятий заполняется плакат «Город Вежливости», на котором появляются иллюстрации к пройденным ситуациям общения.
В заключении проводится итоговое занятие «Путешествие по городу вежливости», на которое приглашаются родители. Целью занятия является обобщение и систематизация полученных знаний по культуре поведения; совершенствование умений строить диалог. В конце занятия дети сформулируют основные привила, пользуясь которыми можно построить диалог и всегда оставаться вежливыми. Эти правила помещаются в центре плаката и служат напоминанием в группе. А каждый ребенок получит памятку с этими правилами на память о своем путешествии по городу Вежливости.
3. Распространение результатов
В дальнейшем наш проект может быть использован другими воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений, отчет по проекту может быть представлен на пед. часах, семинарах, городских методических объединениях.