Зимина Мария
Педагогическая ситуация по ФЭМП с решением задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая ситуация.
Глядя на карточку, где на верхней полоске лежат 4 красных квадрата, а на нижней 5 зеленых. Костя / 4 г. 4 мес. / на вопрос: "Каких квадратов больше?" ответил: "Красных квадратов больше, потому что они лежат на верхней полоске, а наверху всегда кладут больше".
1. Опираясь на знания дисциплины «Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста» необходимо уяснить следующие аспекты: мысленно представить обстановку, действующих лиц (что произошло, как эти условия и обстоятельства, при которых происходит действие, влияют или могут повлиять на ребенка, его поведение и т. д.) .
Темочки:
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
2. сформулировать проблему, возникшую в этой педагогической ситуации
- исследовать и обосновать причину возникновения проблемы, причину ошибок, допускаемых воспитателем.
3. Поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях.
4. Предложить оптимальные варианты организационных форм, соответствующих методических приемов педагогического руководства и подбора необходимых средств, способствующих решению задачи.
5. Дать обоснование эффективности оптимального варианта задачи.
Педагогическая ситуация: на карточке, где на верхней полоске лежат четыре красных квадрата, а на нижней — пять зелёных, ребёнок 4 лет на вопрос «Каких квадратов больше?» ответил: «Красных квадратов больше, потому что они лежат на верхней полоске, а наверху всегда кладут больше».
Причина, вызвавшая такой ответ: педагог на занятии учил счёту, используя большее количество предметов на верхней полоске, а нужно было чередовать. У ребёнка сложился неправильный стереотип.
Что нужно учесть воспитателю в дальнейшей работе при сравнении двух групп предметов: объяснить детям, что прежде чем дать ответ о количестве предметов, нужно их сосчитать или соотнести друг с другом. Также следует познакомить детей с независимостью количества предметов от их величины и способа расположения.
Проблема, возникшая в этой педагогической ситуации, заключается в том, что у ребёнка сложилось ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее — на нижней.
Для решения проблем поставить педагогическую задачу на основе анализа ситуации и конкретных условий. Определить цели, условия и необходимые действия для решения задачи. Для решения представленной задачи и выхода из затруднительной ситуации можно предпринять следующие шаги:
1. Объяснить ребёнку, что количество предметов не зависит от их расположения в пространстве и расстояния между ними. Нужно показать, что для ответа на вопрос «Сколько?» не имеет значения, в каком направлении ведётся счёт. Для этого можно пересчитать одни и те же предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
2. Вариации заданий. Чтобы избежать закрепления определённых стереотипов, нужно варьировать задания: большая по численности группа предметов находится то на верхней, то на нижней полоске.
3. Попарное сравнение предметов. Сравнивать разнородные предметы будет легче, если предметы из первой группы попарно сравнивать с предметами со второй. Например, 2 альбома и 3 ручки. Сначала подобрали пару первому альбому, потом второму, осталась лишняя ручка, значит ручек больше.
Для решения представленной задачи можно использовать следующие организационные формы, методические приёмы и средства:
•Практические упражнения и задания по отбору и раскладыванию предметов в группы (мало, много, один). Например, на красную карточку поставить одну матрёшку, на синюю — много.
•Упражнения по выделению и распознаванию количества предметов в специально подготовленной обстановке (на столах, полках, в шкафах, ограниченном участке комнаты).
•Упражнения, позволяющие воспринимать равенство по численности независимо от формы, расположения предметов, занимаемой ими площади. Для этого берутся две группы предметов, геометрических фигур в небольших количествах (3–5) и располагаются линейно, один элемент под другим. После сравнения педагог берёт одну из совокупностей и раскладывает её здесь же, на плоскости, придав ей другую форму (по кругу, группой). Предлагает детям определить, изменилось ли количество предметов или их по-прежнему столько же.
•Использование съёмного дидактического материала (фланелеграфа, магнитной доски). Это поможет формировать умение применять усвоенные ранее способы сравнения в новых для детей ситуациях.
•Дидактические игры и упражнения. Например, «Угости зайчат», «Жучки на листиках», «Лошадки и наездники».
Обоснование эффективности оптимального варианта решения задачи заключается в том, что он позволяет избежать закрепления неправильного стереотипа у ребёнка о том, что большее количество предметов всегда находится на верхней полоске.
Это важно, так как на последующих занятиях нужно объяснить детям, что прежде чем дать ответ о количестве предметов, нужно их сосчитать или соотнести друг с другом. Также необходимо познакомить их с независимостью количества предметов от их величины и способа расположения.
Ссылки на теорию можно найти в том, что в теории и методике математического развития детей дошкольного возраста подчёркивается, что в соответствии с возрастом ребёнка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. На конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия для формирования определённых знаний и умений.